Архитектура древней греции ордерная система: общая характеристика, основные памятники — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Содержание

Ордерная система древней Греции • Дизайн, архитектура, декоративное искусство

Греческие архитекторы периода архаики рассматривали колонну в первую очередь в качестве конструктивного элемента здания. Но, спустя некоторое время, стремление выразить почитание богам в камне превратило тяжелые и простые в композиционном плане храмовые конструкции в произведения искусства древней Греции, а ордерная система пережила свое новое рождение.

Идейное выражение архитектурного принципа

Древнегреческими зодчими с самого начала руководила идея противодействия сил добра и зла – опоры и тяжести, и, как отмечают теоретики искусства, настолько рациональное и увлекательное воплощение данной идеи в архитектуре привело к тому, что главные типы греческих конструкций стали образцом для произведений эпохи Ренессанса, барокко и классицизма.

Греческим храмам присущ вертикальный ритм, создающий определенную динамику всей композиции. Достижение подобного эффекта происходит за счет специфического строения и упорядоченности колонн.

В ордерной системе древней Греции каждый из трех ордеров имеет схожую систему построения в виде стоечно-балочной конструкции, где колонна является несущей конструкцией, а архитрав несомой. Но, несмотря на единую конструктивную схему, античные мастера наделили каждый отдельный ордер рядом художественных особенностей. Свободная трактовка пропорций, форм и масштабов давала возможность полностью менять и преобразовывать художественный строй возводимого здания.

Дорический ордер

Древнейшим классическим ордером, сложившимся еще в архаический период, является дорический. Храм, выполненный в дорическом стиле, отличается от других особой приземистостью и массивностью, а также скупостью декоративных деталей, за что Витрувий называл его «мужским».

Массивная дорическая колонна создает впечатление мощной опоры, способной преодолеть любое внешнее воздействие. Ее каннелированный ствол придает всей поверхности колонны динамичность, подчеркивая вертикальное движение и устремление вверх. Аналогичной цели служит резкое сужение ствола колонны «подобно стволу дерева» снизу-вверх, которое Виппер уверенно называет стилистическим приемом, поскольку «диагональный силуэт колонны создает впечатление гораздо большего противодействия тяжести, чем это было бы при совершенно прямых, вертикальных очертаниях колонны», а также наличие энтазиса – утолщения, придающего колонне дополнительную активность.

Основу капители составляет выпуклый эхин, лишенный декора, и прямоугольная плита – абака. Если рассмотреть несколько дорических храмов разных веков, то можно увидеть, как сильно пропорционально и в декоративном плане видоизменялась и эволюционировала капитель. Являясь главным звеном опоры, капитель удерживает на себе всю тяжесть антаблемента, состоящего из архитрава, фриза, основанного на чередовании триглифов и метоп и зачастую украшенного рельефными композициями, а также карниза.

Несмотря на сходство пропорций, дорические храмы, в зависимости от расположения колонн, их высоты и количества могли выглядеть коренастыми и неподъемными как Пестумский храм Посейдона или, наоборот, грациозными как храм Гефеста на Агоре. Поэтому даже в случае четко продуманной в древней Греции ордерной системы делать выводы об однообразии дорического ордера было бы неправильно.

Ионический ордер

Спустя некоторое время, мужественный дорический ордер теряет популярность и ордерную систему древней Греции пополняет стройная ионическая колонна, которую в архитектуре античности теоретики называли «женской», подчеркнув таким образом контраст между двумя главными ордерами.

Капитель ионической колонны состоит из двух спиралевидных волют, напоминающих по своей форме женские кудри. Орнаментальные композиции на шее колонны сравнивались с ожерельем, а глубоко врезанные каннелюры ассоциировались со складками на платье. Женственность ионического ордера архитекторы подчеркивали использованием в качестве опор кариатид – женских фигур (Эрехтейон), которые являлись противопоставлением суровым дорическим атлантам (храм Зевса в Агригенте).

Древнегреческие мастера условно разделяли между собой малоазийский и аттический варианты ионического ордера. Малоазийский стиль отличался более сложной прорисовкой базы и отсутствием фриза, который заменяет пояс «сухариков». Аттический является более распространенным вариантом, применение которого можно увидеть в афинском Акрополе. Отличается сильно расширенной книзу базой, трехчастным антаблементом и отсутствием во фризе триглифов и метоп, замененных сплошной полосой, огибающей весь периметр здания. Иногда данную полосу украшали рельефом.

Ионический ордер, превосходящий дорический своей пластичностью и богатством декоративных деталей, имел в своей структуре существенный недостаток – отсутствие всесторонности, из-за чего греческим мастерам пришлось придумать более совершенный ордер.

Коринфский ордер

Как говорилось выше, к новому ордеру архитекторов Древней Греции привело именно несовершенство дорической и ионической колонн. Возникший в классический период коринфский ордер соединил в себе лучшие черты двух главных ордеров, замыкая собой ряд ордерной системы древней Греции.

Витрувию, любившему связывать пропорции ордеров с человеческим телом, изящные коринфские колонны напоминали «юных девушек». Свои суждения римский архитектор подкреплял с помощью легенды, по которой древнегреческий скульптор Каллимах обнаружил на могиле молодой коринфской девушки корзинку, с разросшимися по бокам листьями аканта. Причудливые формы находки так покорили Каллимаха, что тот выполнил для коринфинян несколько колонн, придерживаясь данного образца, и с тех пор стал основателем коринфского стиля.

Коринфская капитель действительно выполнена в виде корзины, украшенной двойным рядом акантовых листьев, из которых вырастают восемь тонких стеблей, свертывающихся на углах в форме волют. Капитель коринфского стиля является всесторонней и при этом богато декорированной так же, как и ее антаблемент, а сама колонна обладает более гибкими и стройными пропорциями, выгодно отличаясь от древнейших ордеров.

Таким образом, ордерная система древней Греции состоит из трех существенно отличающихся по внешнему виду ордеров, которые легли в основу всего классического стиля в архитектуре.

Ордерная система в архитектуре Древней Греции

Похожие презентации:

Классический фотоальбом

Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

1. Ордерная система в архитектуре Древней Греции

Ряскина Е.И.
Предмет: История Искусств

2. Орденая система

ОРДЕР
– определенное сочетание несущих и
несомых частей стоечно-балочной конструкции,
их структура и художественная обработка.
Ордер
включает несущие части (колонна с
капителью, базой, иногда с пьедесталом) и
несомые (архитрав, фриз и карниз, в
совокупности составляющие антаблемент).

3. Существует три типа греческих ордеров:

Дорический ордер.
Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным
в развитии греческой архитектуры.
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в
начале
6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
трёхступенчатого основания — стереобата; несущей колонны.
По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными
желобками) с острыми гранями.
Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и
абака
(четырехгранной плиты.) несомой части — антаблемента, включающего архитрав
(горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися
триглифами
(плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из
камня
или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.
Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в
западных
районах греческого мира (Сицилия).
На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.

6. Парфенон

Ионический ордер
Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному
утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI
в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий,
своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями,
а также количеством и сложностью деталей .
Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались
капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана – волютами.
Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три
выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В
карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья
(климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.
Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы
поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и
украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти
ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот
факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись
статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).
Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней
Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших
по протяжённости храмов.

8. Храм Ники Аптерос

Коринфский ордер.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал
ионический.
Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно
оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим.
Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная
рельефными изображениями
листьев анакфа – ядовитого растения.
В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой
архитектуры
с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя
высшей гармонии.

10. Церковь Св. Марии Магдалены

15. ВСЕ)))

English     Русский Правила

греческих архитектурных ордеров | Обзор истории искусства Западная традиция Часть 1

Архитектурный ордер описывает стиль здания. В классической архитектуре каждый ордер легко идентифицируется по пропорциям и профилям, а также по различным эстетическим деталям. Стиль используемого столбца служит полезным указателем самого стиля, поэтому определение порядка столбца, в свою очередь, определит порядок, используемый в структуре в целом. Классические ордера, описанные ярлыками дорического, ионического и коринфского, служат не просто описанием остатков древних зданий, но и показателем архитектурного и эстетического развития самой греческой архитектуры.

Дорический ордер

Дорический ордер

Дорический ордер является самым ранним из трех классических архитектурных ордеров и представляет собой важный момент в средиземноморской архитектуре, когда монументальное строительство совершило переход от непостоянных материалов, таких как дерево, к постоянные материалы, а именно камень. Дорический ордер характеризуется простой, неукрашенной капителью колонны и колонной, опирающейся непосредственно на стилобат храма без основания. Дорический антаблемент включает в себя фриз, состоящий из тригилфов — вертикальных пластин с тремя делениями — и метоп — квадратных пространств для росписи или скульптурного украшения. Колонны рифленые и крепкие, если не коренастые, пропорции.

Иктинос и Калликрат, Парфенон, 447–432 гг. до н. э., Афины

Дорический ордер возник на материковой части Греции в конце седьмого века до н. э. и оставался преобладающим порядком строительства греческих храмов до начала пятого века. до н.э., хотя известные здания, построенные позже в классический период, особенно канонический Парфенон в Афинах, все еще использовали его. К 575 г. до н. э. орден может быть правильно идентифицирован, причем одними из самых ранних сохранившихся элементов являются метопные таблички из храма Аполлона в Термоне. Другие ранние, но фрагментарные примеры включают святилище Геры в Аргосе, обетные капители с острова Эгина, а также ранние дорические капители, которые были частью храма Афины Пронайи в Дельфах в центральной Греции. Дорический ордер, возможно, находит свое наиболее полное выражение в Парфеноне, ок. 447-432 гг. до н.э., в Афинах, спроектированный Иктиносом и Калликратом.

Ионический ордер

Ионическая столица, северное крыльцо Эрехтейона, 421-407 гг. предполагает, что ионический ордер возник в Ионии, прибрежном районе центральной Анатолии (сегодня Турция), где располагалось несколько древнегреческих поселений. Завитки, орнаменты в виде завитков характеризуют ионическую капитель, а основание поддерживает колонну, в отличие от дорического ордера. Ионический ордер возник в Ионии в середине шестого века до нашей эры и был перенесен в материковую Грецию к пятому веку до нашей эры. Среди самых ранних примеров ионической капители – вотивная колонна с надписью из Наксоса, датируемая концом седьмого века до нашей эры.

Монументальный храм Геры на острове Самос, построенный архитектором Ройкосом
c. 570-560 гг. до н.э., было первым из великих ионических зданий, хотя вскоре было разрушено землетрясением. Храм Артемиды в Эфесе шестого века до н. э., чудо древнего мира, также был построен по ионическому проекту. В Афинах ионический ордер повлиял на некоторые элементы Парфенона 447–432 гг. до н. э., в частности, на ионический фриз, окружающий целлу храма. Ионные колонны также используются в интерьере монументальных ворот Акрополя, известных как Пропилеи, ок. 437-432 гг. до н.э. Ионический порядок был повышен до внешнего порядка при строительстве Эрехтейона, ок. 421-405 гг. до н.э., на Афинском Акрополе, изображение ниже.

Северное крыльцо Эрехтейона, 421-407 гг. до н.э., мрамор, Акрополь, Афины

Ионический ордер отличается изящными пропорциями, которые создают более стройный и элегантный профиль, чем дорический ордер. Древнеримский архитектор Витрувий сравнивал дорический модуль с крепким мужским телом, тогда как ионический обладал более изящными, женственными пропорциями. Ионический ордер включает бегущий фриз непрерывного скульптурного рельефа, в отличие от дорического фриза, состоящего из триглифов и метоп.

Греческий ордер

Коринфский ордер

Коринфская капитель

Коринфский ордер является одновременно последним и самым сложным ордером классической архитектуры. Этот ордер использовался как в греческой, так и в римской архитектуре с небольшими вариациями и породил, в свою очередь, композитный ордер. Как следует из названия, истоки ордена были связаны в древности с греческим городом-государством Коринфом, где, согласно архитектурному писателю Витрувию, скульптор Каллимах нарисовал набор листьев аканта, окружающих вотивную корзину (Vitr. 4.1. 9-10). С точки зрения археологии, самая ранняя известная коринфская столица происходит из храма Аполлона Эпикурия в Бассах и датируется ок. 427 г. до н.э.

Лист аканта

Определяющим элементом коринфского ордера является искусно выполненная резная капитель, в которой растительных элементов даже больше, чем в ионическом ордере. Стилизованные резные листья аканта растут вокруг капители, обычно заканчиваясь чуть ниже счетов. Римляне предпочитали коринфский ордер, возможно, из-за его тонких свойств. Орден используется во многих известных римских архитектурных памятниках, включая Храм Марса Ультора, Пантеон в Риме и Maison Carrée в Ниме.

Наследие греческого архитектурного канона

Канонические греческие архитектурные ордера на протяжении тысячелетий оказывали влияние на архитекторов и их воображение. Хотя греческая архитектура сыграла ключевую роль в вдохновении римлян, ее наследие простирается далеко за пределы античности. Когда Джеймс «Афинянин» Стюарт и Николас Реветт посетили Грецию в период с 1748 по 1755 год и впоследствии опубликовали «Афинские древности и другие памятники Греции»,  1762, в Лондоне происходила неоклассическая революция.

Захваченная размеренными рисунками и гравюрами Стюарта и Реветта, Европа вдруг потребовала греческих форм. Такие архитекторы, как Роберт Адам, возглавили неоклассическое движение, создав такие здания, как Кедлстон-холл, английский загородный дом в Кедлстоне, Дербишир. Неоклассицизм даже перепрыгнул через Атлантический океан в Северную Америку, еще больше распространив богатое наследие классической архитектуры и сделав греческие архитектурные ордера не только чрезвычайно влиятельными, но и вечными.

Текст д-ра Джеффри А. Беккера

Путеводитель по классической греческой архитектуре. Ученый конькобежец

Древнее и классическое искусство · Архитектура · Путеводители по искусству

Александра Кили (ученая фигуристка)

Юго-восточный вид на Парфенон. Акрополь, Афины, Греция. Фото Jebulon (CC0 1.0).
Этот стиль лучше всего известен благодаря
  • Здания на Акрополе в Афинах, особенно Парфенон.
  • Большой алтарь в Пергаме, современная Турция (сейчас находится в Пергамском музее в Берлине)
  • Храм Геры в Пестуме, современная Италия
Что, Когда и Где?

Классическую греческую архитектуру можно найти в Греции, на близлежащих островах, а также в Турции, Сицилии и южной Италии. Вы также можете найти фрагменты в музейных коллекциях по всему миру. Вся сохранившаяся классическая греческая архитектура существует в разрушенном состоянии. Немногие, если вообще есть, полные структуры, все еще стоят. Сохранившиеся греческие постройки, как правило, представляют собой храмы или общественные постройки, такие как театры или стоа (места общественного собрания). Классические греческие дома практически не сохранились.

История Древней Греции делится на несколько периодов. Архитектура, о которой мы говорим сегодня, была построена в архаический период (около 600–480 гг. до н. э.), классический* период (480–400 гг. до н. э.) и эллинистический период (начался около 323 г. до н. э. и закончился около 31 г. до н. э.).

*Термин «классический» часто используется для обозначения Древней Греции и Рима в целом, в отличие от современного мира. Здесь я буду использовать это слово в этом общем смысле.

Основные характеристики
  • Здания обычно строятся из белого мрамора. Первоначально они были окрашены, но краска давно стерлась.
  • Здания обычно имеют прямоугольную форму. Театры являются исключением и обычно имеют полукруглую форму.
  • Ряд колонн (называемых перистилями) с одной до четырех сторон здания.
  • Украшенные антаблементы (горизонтальные элементы, поддерживаемые колонной) с множеством возможных компонентов. Треугольные участки, соединяющие плоские стены со скатными крышами, называются фронтонами. Длинные прямоугольные называются фризами, а маленькие квадратные – метопами.
  • Окна маленькие, а интерьер темный.
  • Украшение — это прежде всего рельефные скульптуры (выпуклые фигуры, выходящие из глыбы мрамора — не полностью трехмерные).
  • Здания с плоскими или пологими крышами. В классической греческой архитектуре нет ни арок, ни сводов, ни куполов.
  • Три классических архитектурных ордера (см. ниже).
Фрагмент рельефной скульптуры с фриза Парфенона. Сейчас он находится в Британском музее, где скульптуры носят общее название «Мраморы Элгина». Фото Кэрол Раддато из Британского музея (CC BY-SA 2.0).
Ордены

Классическая греческая архитектура основывалась на системе трех архитектурных ордеров – дорического, ионического и коринфского. Каждый состоит из типа колонн и конфигураций элементов в антаблементе (горизонтальный разрез над колоннами). Лучше всего понимать их с помощью диаграмм, поэтому нажмите здесь, чтобы увидеть некоторые замечательные диаграммы в Smarthistory.

Прокручивающаяся ионическая капитель, расположенная на Эрехтейоне в Афинах. Фото Юкатан (CC BY-SA 3.0).
Предыстория

Древнегреческая культура развилась в Греции, на островах Эгейского моря и в греческих колониях Малой Азии (ныне Турция) и Великой Греции (Сицилия и южная Италия). Греческий мир состоял из многочисленных городов-государств, называемых поли или поли в единственном числе. Все были независимы друг от друга, но имели общий язык, религию и общую культуру. Полисы иногда были союзниками, а иногда врагами. Несмотря на войны, перевороты и беспорядки, эта система существовала до тех пор, пока Александр Македонский не завоевал Грецию в 300-х годах до н. э. Александр любил все греческое, поэтому он и его армия распространяли греческие идеи по всей своей огромной империи. Это положило начало так называемому эллинистическому периоду, когда греческое искусство и культура доминировали во всем мире. Эллинистическая архитектура сочетала классические формы с различными внешними влияниями.

Основные идеи
  • Древние греки верили в существование множества богов. Некоторые из них, такие как Зевс и Афродита, знакомы сегодняшним читателям.
  • Религия была вовлечена во все аспекты жизни греческого полиса.
  • Греки строили храмы разным богам, чтобы приносить им жертвы, снискать их благосклонность и проводить важные праздники.
  • Классический греческий мир ценил ученость и интеллект. Великие греческие мыслители внесли свой вклад в такие области, как философия и математика. Мы до сих пор изучаем таких людей, как Платон и Аристотель.
  • Афины были культурной столицей греческого мира и со временем стали самым могущественным полисом. Это была родина демократии.
  • Идея гражданства была важна во многих полисах, не только в Афинах.
Храм Гефеста в Афинах лучше всего сохранился из всех классических греческих храмов. Фото Sailko (CC BY-SA 3.0)
Зачем вам это нужно

Если вы не живете рядом со Средиземным морем, у вас, вероятно, не так много возможностей увидеть древнегреческую архитектуру. Однако вполне вероятно, что каждый день вы видите множество зданий, соответствующих одному и тому же описанию. Это потому, что классическая греческая архитектура оказала непосредственное влияние почти на каждый последующий европейский и американский архитектурный стиль. Классический римский стиль, ренессанс, барокко, неоклассицизм, георгианский стиль, федеральное искусство и изящное искусство — это лишь некоторые из многих архитектурных движений, которые в значительной степени заимствованы у древних греков и других стилей, вдохновленных греками. Для этого было много причин. Мыслители эпохи Возрождения, например, видели в классических формах идеальный способ представить возвращение мира к классическому разуму и порядку. Ранний-19Американцы 19-го века, с другой стороны, отдавали дань уважения грекам через их правительственные здания в федеральном стиле, потому что они ассоциировали греческую архитектуру с афинской демократией. По сути, если вы вообще интересуетесь архитектурой, неплохо было бы понять древних греков.

Ресурсы
  • Беккер, Джеффри А. «Греческие архитектурные ордера» в Smarthistory , 8 августа 2015 г., по состоянию на 5 декабря 2017 г.
  • Беккер, Джеффри А. «Введение в греческую архитектуру» в
    Smarthistory
    , 8 августа 2015 г., по состоянию на 5 декабря 2017 г.
  • Британский музей. «Древняя Греция, введение» в Smarthistory , 28 февраля 2017 г., по состоянию на 5 декабря 2017 г.
  • Картрайт, Марк. «Греческая архитектура». Энциклопедия древней истории . Последнее изменение: 06 января 2013 г.
  • Картрайт, Марк. «Визуальный глоссарий классической архитектуры». Энциклопедия древней истории . Последнее изменение: 10 марта 2013 г. По состоянию на 11 декабря 2017 г.
  • Краго, Кэрол Дэвидсон. Как читать архитектуру: ускоренный курс по архитектурным стилям . Нью-Йорк: Риццоли, 2008.
  • .
  • Хемингуэй, Колетт и Шон Хемингуэй. «Искусство эллинистической эпохи и эллинистическая традиция». В Хайльбрунн Хронология истории искусств
    . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. (апрель 2007 г.).
  • Уоткинс, Дэвид. История западной архитектуры. Издание пятое. Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, 2011. С. 23–57.

Хотите больше наслаждаться искусством? Пройдите курс или получите руководство.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Александра Кили, также известная как «Ученый фигурист», — историк искусства, проживающая на северо-востоке США. Она любит бродить по темным и пыльным уголкам истории искусства и искренне верит в способность изобразительного искусства обогатить жизнь каждого человека. Ее любимыми периодами в истории искусства являются американская живопись 19-го века и средневековое европейское искусство и архитектура. Когда она не смотрит, не читает, не пишет и не учит искусству, она, вероятно, танцует на льду или читает. Просмотреть все сообщения Александры Кили (A Scholarly Skater)

Нравится:

Нравится Загрузка…

Путеводитель по классической греческой древней архитектуре

Поиск
Искать:
Деятельность по оценке произведений искусства

Зарегистрируйтесь, чтобы получить раздаточный материал с более чем десятком веселых игр и заданий, которые помогут вам познакомиться с произведениями искусства и попрактиковаться в основных навыках интерпретации произведений искусства.

Получить раздаточный материал

Курсы и руководства
Присоединяйтесь к моему списку рассылки

Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь передать свой адрес электронной почты владельцу сайта и Mailchimp для получения маркетинговых, обновленных и других электронных писем от владельца сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *