2. Архитектура барокко в Италии
Характерные черты архитектуры барокко:
– стремление к величию и пышности;
– усложнённость планов;
– стремление к созданию ансамбля, где пейзаж привлекается в качестве
основного композиционного приёма;
– преобладание пластики над тектоникой: ордер становится менее
функциональным, чем в эпоху Возрождения, на первый план выходит
декоративность;
– чрезвычайная объёмная пластичность, выразительность, эффектное
выделение порталов;
– обилие криволинейных поверхностей;
– богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи,
зеркал и скульптуры.
В развитии стиля барокко выделяют периоды:
Раннее барокко
Зрелое барокко с 30-х годовXVIIвека до концаXVIIIвека.
В Италии главным заказчиком архитектурных сооружений стала церковь, прежде всего в связи с необходимостью строительства новых храмов. Здесь прослеживаются три основные причины: во-первых, после Тридентского Собора церковь стала ратовать за возврат к базиликальной схеме, более отвечающей потребностям богослужения и новой идеологии, нежели принятая в эпоху Возрождения центрическая конструкция. Во-вторых, архитектура барокко выполняла пропагандистские функции, объединяя народ с церковью и являясь оружием контрреформации. В-третьих, сама конструкция культового здания должна была организовывать и направлять внимание посетителей.
Первым образцом барокко можно считать церковь Иль-Джезу (купольная базилика), возведенную к 1575 году архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507 – 1573) и Джакомо делла Порта (около 1537 – 1602) для монашеского ордена иезуитов.
Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный прорыв вверх. Всё это напоминает духовный путь человека к общению с Богом – через преодоление страстей и пороков.
Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделил огромную плоскость стены на два яруса, оформив каждый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями – волютами (итал.voluta– «завиток») и словно перетекает вниз. Это придаёт фасаду сложный, выразительный
облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (появился даже термин «иезуитский стиль», относящийся к этим постройкам).
Влияние композиции Иль-Джезу испытал Карло Мадерна (1556 – 1629), внёсший огромный вклад в создание церковной архитектуры барокко (напр. его церковь Св. Сусанны в Риме (1596 – 1603) (Рис. 2.1)). Главным делом жизни Мадерны была перестройка собора Святого Петра (1607 – 1617 гг.) (Рис. 2.5). К основному зданию, возведённому ещё в эпоху Возрождения Микеланджело, он прибавил большой притвор, превратив весь собор из центрического в вытянутый базиликальный. Помещение храма получило стремительное движение к подкупольному пространству
Рис. 2.1
Стремление барокко к взаимодействию с пространством отразилось в перепланировке городов. Первым по этому пути пошел Рим. Его перепланировка была осуществлена главным образом в период понтификата Сикста V(1585 – 1590), под руководством архитектора Доменико Фонтана (1543 – 1607). Проект предусматривал строительство прямых магистралей, соединяющих семь основных римских базилик, в том числе находящихся на окраинах города. Преследовались две цели: экономическая – развитие удаленных от центра районов, и символическая – создание единого священного города. Принцип Фонтана имел огромное значение для всего последующего европейского градостроительства.
В эпоху раннего барокко не столько были созданы новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько усилен декоративный элемент: интерьер многих ренессансных палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов, много внимания барочные мастера стали уделять внутреннему двору, дворцовому саду. В архитектуре вилл развивались те же принципы осевого построения, что и в градостроительстве: центральная подъездная дорога, парадный зал виллы и главная аллея парка по другую сторону фасада проходят по одной оси. Гроты, балюстрады, скульптуры, фонтаны обильно украшают парк. Декоративный эффект ещё больше усиливается расположением всего ансамбля террасами на крутом рельефе местности. Одним из самых замечательных садово-парковых произведений XVIвека явилась вилла д`Эсте (Рис.
Рис. 2.2
Рис. 2.3
Искусство барокко – ARTandYou.ru
Барокко расцвело в Италии в XVII-XVIII веках, как продолжение Высокого Возрождения. Барокко тяготело к торжественному «большому стилю», ему характерна была эффектность, театральность, величавость и пышность форм. Первоначально инициатором этого стиля явился Ватикан – центр мирового католицизма, не жалевший средств на декорум, ведь зрелищность и пышность — это то, что он пытался противопоставить простоте протестантских церквей, в рамках контрреформации. Церковь использовала барокко как роскошное обрамление католицизма, но сущность барокко проявилась и в других сферах.
Барокко в архитектуре
Примечательный образец стиля барокко в архитектуре — Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане (1635-1667) архитектора Франческо Борромини. Эта небольшая по размеру церковь расположена в Риме, Италия.
Прежде фасад расчленялся одинаковыми пилястрами на равноценные части, теперь формы сгибаются и набухают к центру – кажется, что они идут к центру, вместе с тем выступая вперед. Фасад как импозантная ширма приставленная к зданию. Фигуры ангелов неведомо как держащиеся на стене, поддерживают большой овал с изображением герба. Поверхность вибрирует, про ней пробегает движение двух встречных волн. Выпуклости стали сильнее, ниши – глубже, выступающие и отступающие формы создают сочную игру теней.
Особое пристрастие барокко питало к волюте, увеличивая ее иногда до огромных размеров.
Волю́та — завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком в центре.
Фасады почти всегда сделаны так, чтобы видеть их в ракурсе, чтобы усилить ощущение перетекаемости, волнистости, густоты форм. Линия антаблемента – архитрава и сильно выступающего карниза – перестала быть ровной прямой и стала прерывистой, образуя уступы над группами пилястр – это называется раскреповкой. Раскрепованный антаблемент – почти непрерывный признак барочной постройки.
Антаблеме́нт — одна из трёх основных частей архитектурного ордера, а именно система горизонтального перекрытия, опирающегося на колонну, пилон, стену.
Интерьеры архитектуры барокко
Еще более эффектны, чем экстерьеры. Обильно использовался цветной мрамор, лепнина, скульптура и живопись. Интерьеры переполнялись скульптурой. Теперь это были не порознь стоящие статуи, а аллегорические группы из множества патетических фигур. Порой они производят впечатление какой-то расплавленной кишащей массы. Трудно выделить отдельные фигуры. Да и не нужно, потому что каждая фигура интересна как часть целого. Борромини в церкви Сант Иво (Сант-Иво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) в Риме построил внутренний план в форме, напоминающей очертания пчелы (пчелы изображались на гербе семейства Барберини, откуда родом был очередной папа – заказчик церкви Сант Иво)
Сант—Иво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) XVII век, Рим, ИталияВ барокко много театральности. Надо ли говорить, что именно в это время расцветает итальянская опера? Оно проникнуто духом зрелищного ансамбля.
Барокко соединило архитектуру, скульптуру и живопись в многоголосый хор, как это было в готике, только по иному звучащий. Мастера барокко приобщили еще и природу, вокруг загородных вилл, разбив великолепные парки, украсив гротами каскадами фонтанов. Барокко не так любило бьющую ввысь струю воды, сколько массивные водяные каскады, сильно и шумно падающие вниз и расходящиеся подобно тяжелому шлейфу.
Фонтан Треви XVIII в. (архитекторы: Никола Сальви, Джузеппе Паннини)
Широкие потоки уступами низвергаются в нижний бассейн из верхнего, где по колено и по пояс в воде резвятся морские божества, тритоны, вздыбленные кони.
Фонтан Треви XVIII в, Рим, ИталияЭффект оптической иллюзии– любимый эффект барокко. Скульптор Лоренце Бернини (1598 — 1680) так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что снизу она кажется длиннее, чем есть на самом деле, потому что к верху она сужается, свод становится ниже, колонны меньше по размеру и промежутки между ними теснее. Когда на верхней площадке лестницы во время торжественных церемоний появлялся папа римский, его фигура благодаря ложной перспективе казалась неожиданно большой и величественной.
Ватиканский дворец, архитектор Лоренцо Бернини.Ансамбль Св. Петра еще одно детище Бернини. Обширная овальная площадь с коллонадой, подобно «распростертым объятиям» (выражение самого Бернини), с двумя фонтами и обелиском. Он наполнил собор скульптурой, начиная с конной статуи императора Константина в вестибюле и огромной 30-метровой «Кафедрой Св. Петра» в конце главного нефа. Все статуи, рельефы и надгробия (выполненные им же) выступают в продуманном ансамбле с архитектурой храма и сами являются архитектурными сооружениями: Бернини мыслил в формах синтеза искусств.
Собор Св. Петра. 1626 г. архитектор Лоренцо БерниниВ скульптурной композиции Экстаз Св. Терезы. 1645-1652. церкви Санта Мария Делла Виттория Бернини изобразил две фигуры – Тереза и ангел, направляющий в ее сердце стрелу из белого мрамора, обрамлены в нишу из цветного мрамора – как раздвинутый занавес , за которым разыгрывается сцена.Тереза — реальная монахиня, жившая в 16 в. и причисленная к лику святых. Она оставила записки, где сообщила, что однажды к ней явился ангел «в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой, от чего она испытыла «сладостную муку». Видение монахини Бернини изваял в мраморе, нисколько не скрыв его эротического характера. На рельефах скульптор поместил портреты заказчиков, лицезреющих сей спектакль. Сверху пустил поток золотых острых лучей и подкрепил их натуральным цветом идущим из окна. Бернини отважился даже изваять облака из мрамора – каменный пар! Сам Бернини говорил, что смог «до известной степени объединить скульптуру с живописью». Не живопись стремится быть скульптурной как в Ренессансе, а скульптура живописной.
Экстаз Св. Терезы. 1645-1652. Санта Мария Делла Виттория.Живопись барокко
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
Итальянский художник, один из крупнейших мастеров барокко. Склонный к авантюризму, скитался, заводил связи с бандитами, сидел в тюрьмах. Умер молодым. Его творчество привлекало жадный интерес и вылилось в «караваджизм» Караваджо первый стал писать станковые натюрморты. Античность наводила на него скуку, он хотел писать мир как он есть. Искренняя любовь к людям из низов. Его композиции преисполнены беспокойного сложного движения. Его фигурам тесно в рамах, также как барочным статуям тесно в нишах, а церквям в площадях. Искусство барокко зародилось в Италии, но стиль католического барокко распространился далеко за пределы Рима.
Вакх. 1596. Галерея Уффици, Флоренция. Питер Пауль Рубенс (1577-1640)Истинный художник Барокко Рубенс изображал полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и где только можно вводил мотивы схватки, борбы, погони, напряженных физических усилий.
Прожив в молодости несколько лет в Италии при дворе герцога Мантуанского, вдохновляясь, как и все лучшие живописцы XVII века, произведениями мастеров Высокого Возрождения, вернулся во Фландрию и начал создавать собственную фламандскую школу барокко, которая развивалась параллельно итальянской.
«Смешались в кучу кони, люди» можно сказать про все большие заказные картины Рубенса (типично барочные группы из груды тел). Живопись Рубенса – сочная, сияющая, нет глухих теней – все светится. Для него характерно освещенные места писать пастозно, т.е. более густо и характерное письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазкам, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти.
Женскую наготу писал пышную, широкобедрую. Рубенс отходил от классического типа красоты сознательно, он говорил, что не стоит подражать античным статуям «ибо в наш век полный заблуждений, мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное, наши тела отличаются от античных, ибо большинство людей упражняют свои тела только в питье и обильной еде».
Нагота в искусстве. Читать далее.
И все же тело Андромеды прекрасно, оно источает свет. Амуры стягивают с нее покрывало, показывая ее во всей прелести наготы. Амуры неизменно населяют живопись барокко. Через них события получают оттенок игры, театральности. С крылышками они порхают, играют, кувыркаются и шалят.
«Персей освобождает Андромеду», 1620-1621. Государственный Эрмитаж.Рубенс написал огромное количество работ, большей частью выполняя заказы европейских аристократов и богатых католических орденов, так королева Франции заказала ему 20 полотен для цикла «Жизнь Марии Медичи», орден иезуитов был постоянным заказчиком его работ.
Якоб Йорданс (1593-1678)
Истинным коренным фламандцем в живописи барокко стал Йорданс. Соленый юмор и простота нравов характерные для Фландрии. Демонстративно простонароден и грубоват. Фигуры у него крупные, тяжелые они тесно набивают пространство картины. Картины Йорданса помогают понять, как условная мифологическая тематика барокко и его бравурное движение проявились на фламандской почве и сочетались с национальными традициями. Два любимых сюжета Йорданса – «Сатир в гостях у крестьянина» и «Король пьет» писал в разных вариантах.
Козлоногий бог лесов на скудной крестьянской трапезе, любит побалагурить. Повадки и жесты как у настоящего крестьянина.
«Сатир в гостях у крестьянина»Традиционный фламандский праздник «бобового короля». В короли выбирают того, кому попадется запеченный в пироге боб. Крики, хмельные рожи – пирушка в разгаре.
«Король пьет»Со временем Франция переняла от Италии центральное место в искусстве барокко, французская монархия Людовиков стала диктатором художественных сил страны. Неслучайно искусствоведами принято связывать стилистические направления в искусстве этого времени с именами, правящих тогда монархов, так вторую половину XVII века именуют «стилем Людовика XIV».
Людовик XIV «Государство – это я!» в его правление во второй половине XVIII века «Стиль Людовика XIV» – это самый пышный репрезентативный, «большой стиль», барокко на французский лад, более упорядоченное, более академическое, без экстатичности итальянского барокко, не столь церковное, сколько светское, барокко в синтезе с классицизмом.
Архитектура итальянского барокко – Обзор Италии
Дион Протани | Последнее обновление: 27 декабря 2021 г. |
Когда эпоха Возрождения в Италии подошла к концу, на смену ей пришло новое художественное течение, известное как барокко. Название стиля весьма показательно с точки зрения его этимологии: барокко происходит от французского слова, означающего «неправильная форма», и это сама суть художественного стиля, которому он дал свое название. С конца 16-го века, когда Ренессанс ненадолго превратился в стиль, известный как маньеризм, мы начали наблюдать первые шаги в направлении архитектуры итальянского барокко . Фасад церкви Кьеза-дель-Джезу в Риме по большей части выглядит так, как будто он принадлежит к эпохе Возрождения, но широко известен как первый фасад в стиле барокко с некоторыми значительными поворотами. | Собор Ното, Сицилия |
Ссылки по теме
Итальянские архитектурные стили | Культура |
Период времени: 1584–1750 гг. н.э. Предшественник: Архитектура итальянского Возрождения Далее: Итальянская неоклассическая архитектура Особенности/инновации: Кривые, неправильные формы, разделенные фронтоны, ощущение театра | Известные здания в Италии: Сиракузский собор, Сан-Карло алле Кватро Фонтане Связанные стили: Лечче Барокко, сицилийское барокко, рококо (позднее барокко) ) Типы зданий: Церкви, сады, дворцы, театры Известные архитекторы: Джанлоренцо Бернини, Франческо Борромини, Филиппо Юварра |
Возникновение периода барокко
Искусство, архитектура и музыка барокко зародились в 16 веке, в то время, когда Западная Европа переживала период смятения, вступая вокруг Реформации и учения Мартин Лютер. Поскольку церковь находилась под пристальным вниманием, как никогда раньше, и большое количество верующих ставило под сомнение ее мотивы, было несколько реакций на Реформацию, одной из которых была Контрреформация.
В основе этого движения лежало желание восстановить церковь как голос морального авторитета, и для этого использовались различные методы. Они включали отвратительные процессы над ересью и инквизицию, а войну, раскол и международное недоверие – среди самых негативных результатов движения. Были, однако, некоторые более тонкие методы, используемые церковью, чтобы донести свое послание до людей.
Происхождение слова «барокко» дает коннотации неправильной или неопределенной формы и использовалось специально для описания жемчуга, который обычно не был круглым, но тем не менее каким-то образом был красивым. Барочная жемчужина и ее неправильная форма лежат в основе архитектурного стиля. Широко использовавшееся в течение ряда лет в живописи и скульптуре, движение барокко начало просачиваться в архитектуру в то время, когда церковь искала способы вернуть некоторых последователей, которых они потеряли в результате Реформации.
Таким образом, архитектура в стиле барокко стала инструментом, с помощью которого католическая церковь могла трогать души красотой своих зданий. Такие слова, как «театральный», «буйный», «драматический» и «роскошный», никогда не бывают далекими, когда описывают стиль, который был разработан, чтобы захватывать дух и наполнять верующих чувством благоговения. Своевременно ослабив некоторые из более строгих и догматических аспектов своей религии, церковь ухватилась за возможность в некотором роде идти в ногу со временем и говорить с душами своих верующих более гуманным образом.
Особенности, характеристики и инновации архитектуры итальянского барокко
- Представлены кривые и неправильные формы
- Оборки
- Дорогие, богатые материалы
- Более широкое использование штукатурки co, из которого можно формовать более дешевую форму, чем из мрамора
- Классические греческие и римские элементы
- Витые колонны
- Вогнутые или выпуклые формы
- Раздельные фронтоны
- Большие декоративные завитки, называемые завитками
- Более трехмерный внешний вид
- Игривый/творческий
- Изогнутый портик
- Использование цвета
- Больше движения, меньше статики. Изменение формы правильных форм, таких как круг, на эллипс
Церковь Сан-Джованни-Евангелиста, Шикли
Церковь Сан-Карлино алле-Кватро-Фонтане, Рим
Перечень известных итальянских зданий в стиле барокко, за которыми следуют смешанные категории, где барокко особенности в сочетании с другими стилями.
Барокко
Базилика Санта-Кроче-Лечче
Базилика Санта-Мария-делла-Салюте
Балдаккино Бернини в базилике Сан-Пьетро
Собор Брессаноне
Собор Кальтаниссетта
Кастелло-дель-Валентино
Кастелло-делла-Мандрия
Кастелло-ди-Алье
Кастелло-ди-Говоне
Чертоза-ди-Кальчи
Чертоза-ди-Падула
Чертоза-ди-Сан-Мартино
Кьеза-ди-Сан-Лоренцо – Турин
Кьеза-ди-Сант-Аньезе-ин-Агоне
Кьеза ди Сант-Андреа-аль-Квиринале
Кьеза-ди-Сант-Иво-алла-Сапиенца
Палаццо-ди-Качча-ди-Ступиниджи
Палаццо Кариньяно
Палаццо Мадама (Турин)
Пьяцца Сан-Пьетро
Пинакотека Амброзиана 9012 8 Замок Раккониджи
Реджа-ди-Венария-Реале
Королевский Туринский дворец
Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (Борромини)
Сантуарио-делла-Консолата
Сиракузский собор
Фонтан Треви
Древний романский барокко-романский стиль
Базилика Санта-Мария-Маджоре
Барокко-готика
Сан-Франческо-ди-Паола
Барокко-готика-ренессанс
Неаполь Кафедральный собор
Барокко-неоклассицизм
Базилика Святого Иоанна Латеранского
Королевский дворец Каподимонте
Королевский дворец Казерты
Королевский дворец Неаполя
Барокко-неоклассицизм-ренессанс
Базилика Суперга
Барокко-Ренессанс
Замок Буонконсильо
Кьеза дель Джезу Рим (первый фасад в стиле барокко)
Кьеза ди Сан Маурицио Маджоре аль Монастеро
Галерея Дориа Памфили
Собор Святого Петра 90 128 Туринский собор
Барокко- Романский
Собор Пистойи
Барокко Лечче – используется местный песчаник
Собор Лечче
Колокольня собора Лечче
Несколько стилей, включая барокко
Собор Амальфи
Собор Палермо
Рококо (позднее барокко)
Фонтан Треви
Сицилийское барокко
90 006 Собор НотоАрхитекторы
Карло Мадерно (самый значительный архитектор-маньерист)
Филиппо Юварра
Луиджи Ванвителли (от позднего барокко до неоклассицизма)
Пьетро да Кортона
Козимо Фанзаго
Фернандо Санфеличе
Гуарино Гуарини
Contemporary Соперники:
Джанлоренцо Бернини — склонен к классическим элементам, сочетающим скульптуру с архитектурой
Франческо Борромини — более инновационный, изобретательный, волнообразный, изогнутый
Характеристики рококо
Чувственный — отсылки к сексу, наслаждению жизнью, боли 9 0009
Аннотация , асимметричные формы
Название происходит от французского слова rocaille, которое означает произведение искусства в форме раковины, которое покрывало интерьеры пещер
В стиле рококо использовались раковины, листья и другие природные формы
7 лучших зданий в стиле барокко в Риме
Архитектура
От площади Святого Петра в Ватикане до фонтана Треви
org/Person”> Beau Peregoy
Незадолго до 1600 года новый Стиль в искусстве и архитектуре возник в Риме. Идеалы Ренессанса, которые поддерживали симметрию и пропорции, были доведены до предела, поскольку художники-маньеристы преувеличивали человеческую анатомию в своих картинах и скульптурах — элегантность преобладала над балансом. Вскоре после этого зародилось движение барокко. Художники накачивали свои работы драматизмом и напряжением, а архитекторы проектировали монументальные культовые сооружения, изобилующие деталями. Сложная геометрия архитектуры римского барокко должна была воздать должное институтам и верованиям католической веры. К концу эпохи барокко, в конце 1700-х годов, эстетика современного мира была развита, чтобы охватить гораздо большее чувство выражения и орнамента. Вот семь лучших зданий в стиле барокко в Риме — эпицентре движения.
Getty Images/iStockphoto
Церковь Джезу
Джакомо делла Порта добавил фасад церкви Джезу в 1575 году — это считается первой работой в стиле барокко.
Санта-Сусанна
Видение Санта-Сусанны Карло Мадерно в 1603 году также считается ранним примером архитектуры барокко. (Обратите внимание на сходство с фасадом церкви Джезу.) Как правило, по мере развития движения барокко менялась и степень украшения.
Getty Images
Сант-Иво-алла-Сапиенца
Сант-Иво-алла-Сапиенца — одна из лучших работ Франческо Борромини. Его фонарь в виде штопора расположен на вершине здания, которое отдает дань уважения классической архитектуре, но в то же время изобилует деталями.
UIG via Getty Images
Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане
Интерьер собора Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане работы Франческо Борромини демонстрирует те детали и орнаменты, которые ценились в период барокко. Это считалось представителем священного великолепия.