Английский классицизм в архитектуре: Особенности и различия классицизма в Англии и Австрии

Особенности и различия классицизма в Англии и Австрии

 

Национальная библиотека в стиле английский классицизм. проект У. Уилкинса (William Wilkinsю 1778- 1839 гг. — английский архитектор и археолог, член Королевской Академии художеств, сторонник классицизма в архитектуре) достроена в 1838 г. Лондон.

Согласно философии Декарта и идеям рационализма классическая архитектура, так же как и любое произведение искусства этого стиля, создавалась на основе строгих канонов античности, что должно было поддерживать философскую составляющую стиля: подчеркивать гармонию и ясность мироздания. Западноевропейский классицизм в архитектуре использовал принципы греческого и римского зодчества, заимствуя их пропорциональность, простоту, строгость и монументальность. Для западноевропейского классицизма характерны четкость фасадов, их ритмичность, регулярность планировки, использование ордерной системы, симметричность сооружений. Однако, несмотря на общее в чертах европейской архитектуры в стиле классицизм, существуют и различия в зодчестве разных стран. Рассмотрим их на примере английского классицизма и австрийского – венского классицизма.

Английский классицизм

Английский классицизм 18 в. основывался на произведениях Палладио и находках археологов при раскопках Помпеи. Это направление особенно ярко проявилось в произведениях Р.Адама (Robert Adam. 1728- 1792гг., шотландский архитектор, представитель британского классицизма 18 г.) Пример творчества Адама – замок Кедлстон-холл (Kedleston Hall. 1765-1770 гг.), построенный на основе творчества Палладио.

Замок Кедлстон-холл (Kedleston Hall). 1765-1770 гг. Архитектор Р.Адам

Классицизм ощущался и в творчестве архитектора К. Рена (Christopher Wren.1632-1723 гг. – английский архитектор и математик). У отстроенного после лондонского пожара кафедрального собора Св. Павла в Лондоне (1675—1710 гг.) по проекту К. Рена появились классические черты.

Собор Св. Павла в Лондоне. 1675—1710 гг. архитектор К. Рен.

В первой половине 18 в. английский классицизм проявился в работах У. Кента (William Kent, 1684—1748 гг. — английский архитектор, представитель английского классицизма и создатель системы английского сада). Из сохранившихся до наших дней работ У. Кента – Конногвардейская казарма в комплексе дворца Уайтхолл (1750–1758 гг. строительство завершено после смерти Кента), загородный дом Холкхем-холл в графстве Норфолк (с 1734 г).

Конногвардейская казарма в комплексе дворца Уайтхолл. 1750–1758 гг. проект У. Кента. Лондон.

В 20-х гг. 18 в. по проекту законодателя моды лорда Берлингтона (Burlington. 1695 – 1753 гг.) был построен Чизвик-хаус (Chiswick House) в стиле палладианской Ротонды, в оформлении принимал участие У. Кент. Дом, созданный лордом, представлял собой строгое в геометрическом плане здание небольшого размера с плоским фасадом, небольшим количеством декора, храмовым портиком.

Чизвик-хаус (Chiswick House). архитектор лорд Берлингтон.

Греческий ордер в своих строениях использовал архитектор Д. Стюарт (James Stuart, 1713—1788 гг. британский археолог, архитектор, художник, последователь классицизма в архитектуре, поклонник античного искусства). Проект Д. Стюарта в стиле английского классицизма – Ньюгейтская тюрьма (Newgate Prison. 1770-е гг. снесена в 1902 г). Основной идеей английского классицизма в архитектуре являлась не просто имитация античности, но и создание функциональных сооружений. Подобные идеи реализовал Иниго Джонс (Inigo Jones. 1573—1652 г.) в своих произведениях: Квинс-хаус (Queen’s House) для королевы Анны Датской (1614-1617 гг.) – двухэтажное сооружение практически без декора.

Квинс-хаус (Queen’s House) для королевы Анны Датской (1614-1617 гг.) Архитектор И.Джонс.

 

В стиле английского классицизма построен Банкетинг-хаус (Banqueting House. 1619-1622 гг.) в Лондоне. Нижний этаж здания облицован рустом, второй этаж декорирован ионическими пилястрами, верхний этаж выполнен в коринфском ордере. Венчает сооружение плоская крыша, окаймленная балюстрадой.

В стиле английского классицизма творил Николас Хоуксмур (Nicholas Hawksmoor), Одна из работ Хоуксмура – Церковь Сейнт-Элфидж (St Alfege Greenwich 1712 -1718 гг.) – прямоугольное здание с плоским потолком.

Церковь Сейнт-Элфидж (St. Alfege Greenwich) архитектор Николас Хоуксмур.1712 -1718 гг. Гринвич.

После археологических открытий, давших знания о греческом и римском строительстве (Помпеи, Геркуланум), появились теоретические работы Винкельмана (Johann Joachim Winckelmann, 1717—1768гг. немецкий искусствовед) труды, посвященные искусству Рима и Греции, вышла книга Адама и Клериссо (Clerisseau Charles-Louis. 1721 — 1820 гг. архитектор, рисовальщик) о дворце Диоклетиана в Спалато. А в конце 18 в. многие английские зодчие проходили обучение в Риме у приверженцев классицизма как архитектурного стиля. В духе Д. Пиранези (Giovanni Battista Piranesi, 1720 —1778 гг. итальянский археолог, архитектор. Сделал большое количество рисунков и чертежей) творил Джорж Данс Младший (1741-1825гг.), член Королевской академии Великобритании. Он работал над новой организацией городского пространства, проектировал площади в виде круга или полукруга. В начале 19 в. английский классицизм, несмотря на то, что в моду уже входил ампир, все еще не сдает свои позиции. Английский классицизм проявился при проектировании здания Королевского художественного общества (архитектор Р. Адамс), Национального банка (1788 г. архитектор Д. Сноун). Сторонником классицизма был и архитектор Д. Неш (John Nash.1752- 1835гг.), реконструировавший Риджент Стрит (Regent Street), Букингемский Дворец (Buckingham Palace), костелы и жилые дома на Парк Крещент (Park Crescent), Честер Террас (Chester Terrace) в Лондоне в 1825г. Английский классицизм лег в основу проекта Национальной галереи (The National Gallery. Закончена в 1838 г. по проекту У. Уилкинса). Здания Британского музея (British Museum) в Лондоне (1825—1847 гг.), театра Ковент Гарден (Theatre Royal Covent Garden.1823 г.) относятся к позднему классицизму – оба сооружения построены по проекту Р. Смерка (Robert Smirke, 1781—1867 гг. — английский архитектор, представитель классицизма).

Букингемский дворец (Buckingham Palace). Архитектор Д. Неш. архитектор Э.Блор достраивал Букингемский дворец после Д. Нэша, но создал фасад более сдержанным, чем в проекте Неша.

Позднее английский классицизм в архитектуре перерос в романтизм, открыв возможность обновления давно ушедших стилевых направлений. Элементы английского классицизма нередко используются при строительстве современных общественных и жилых зданий. Пример такого строения на фото внизу:

Жилой дом в Казани

Венский классицизм

В Австрии были очень развиты традиции готики, а также барокко, поэтому не осталось большого количества памятников венского классицизма. Считается, что венский классицизм не был ярко выражен, и уже в 19 в. был заменен эклектикой в архитектуре. Черты классицизма в венской архитектуре смешивались с другими стилями. Одним из примеров внедрения античной классики в венскую архитектуру является Здание парламента в Вене. В оформлении здания использовали статуи греческих богов — Аполлон, Зевс, Гера и Гефест, Гермес, Деметра, Посейдон, Артемида и Арес. Автор проекта – архитектор Теофил фон Хансен (1873—1884гг), много лет проживший в Греции и построивший в Афинах здания Академии наук и Национальной библиотеки. Хансен считал, что греки были первым народом, которые оставались верны свободе и гармонии, сочетая в своих произведениях строгость и красоту. Античный образ здания парламента в Вене должен был напоминать о Древней Греции, родине демократии и политики. Другим примером здания в стиле венский классицизм является дворец Кобург, принадлежащий принцу Фердинанду Саксен-Кобург- Готскому. Построено здание с двойной колоннадой и скульптурами и балюстрадой по периметру крыши в 1845 г. Строение было реконструировано в 2001 г. Дворец Кобург (Palais Coburg) был разработан в 1839 г. по проекту архитектора Карла Шлепса (Schleps) в стиле классицизм и построен в период с 1840 по 1845 гг.

Дворец Кобург (Palais Coburg). 1840-1845 гг. архитектор Карл Шлепс (Schleps) восстановлен в 2001 г. Вена. Австрия.

В западно-европейском классицизме встречаются разные варианты использования античных мотивов в архитектуре. Общим является применение элементов ордерной системы в фасадах, и это видно на примере венского и английского классицизма.

Автор текста: М. Костин

Архитектура классицизма в Англии / Архитектура классицизма / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

В английском классическом зодчестве XVII — начале XVIII века первоначально преобладает палладианство, в середине XVIII века возникает новое направление в классицизме, вобравшее в себя рациональные элементы. В архитектуре стремятся подчеркнуть конструктивный смысл гармонии. Идеальным обрамлением для здания нового типа комфортабельного жилого дома становится пейзажная среда «английского» парка.

Близость к классицизму проявилась уже в барочном кафедральном соборе Св. Павла в Лондоне (1675-1710 гг.), проект которого вместе с планом перестройки части Лондона является работой выдающегося английского архитектора К. Рена. Наиболее строгим по своим теоретическим воззрениям зодчим-классицистом Англии первой половины XVIII века был Уильям Кент, требовавший от архитектурного произведения простоты внешнего и внутреннего облика и отвергавший всякую усложненность формы. Среди англичан неоклассицизм также проповедовали

Джеймс Стюарт, начавший использовать греческий дорический ордер уже к 1758 г., и Джорж Данc Младший, который спроектировал Ньюгейтскую тюрьму в духе Пиранези.

В начале XIX века в архитектуре проступают черты ампира, особенно в творчестве Джона Соуна, ученика Данса. Ведущие архитекторы этого времени — Дж. Вуд, Дж. Нэш. Наиболее последовательным представителем классицизма в Англии был также рисовальщик-иллюстратор и скульптор Дж. Флаксмен. Классицизм в чистом виде в английской архитектуре представляет здание Королевского художественного общества

Роберта Адама и Национальный банк в Лондоне (1788 г.) Д. Соуна. Наибольший вклад в архитектуру и градостроительство сделал Д. Нэш — автор реконструкции Риджент Стрит, Букингемского Дворца, костелов и группы новых жилых домов в Лондоне на Парк Крещент или Честер Террас (1825 гг.). Архитектурные комплексы, созданные по проектам Нэша, примыкают к паркам и отличаются архитектурной целостностью, изысканностью и строгостью форм, зрелостью форм, зрелостью культуры организации жилой среды. Классицизм достигает своего расцвета в стильных и комфортабельных интерьерах работы Чиппендейла, Адамса и Шератона. Они повлияли на организацию жилой среды в Европе на длительный период. Возрождение греческой культуры популяризировал
Томас Хоуп
, чья работа «Домашняя мебель и внутреннее убранство» (1807 г.) стала английским вариантом «наполеоновского ампира», создававшегося в то время Персье и Фонтеном.

Однако при решении некоторых сооружений использовались античные приемы в таких значительных зданиях, как Национальная галерея (закончена в 1838 г. по проекту У. Уилкинса) или Британский музей в Лондоне (1825-1847 гг.) и театр Ковент Гарден (1823 г.), относящийся к позднему классицизму (оба здания по проекту Р. Смерка).

Англия первой отдала дань и следующей стадии неоклассицизма — возрождению античной греческой архитектуры, но уже в небольших масштабах. Вслед за Англией этот стиль быстро подхватили повсюду, поскольку считалось, что он в большей степени отражает «благородную простоту и спокойное величие» классического греческого искусства, чем более поздние, менее «мужественные» ордера.

Греческий дорический ордер не так гибок, из-за чего его довольно трудно было приспособить к современным задачам, даже в сочетании с римскими элементами или элементами. Возрастающий отрыв концепций классицизма от потребностей жизни открыл в Англии путь романтизму в архитектуре и искусстве.

Возрождение интереса к Палладио

Английский ландшафтный парк. Уильям Кент

Джордж Данс

Уильям Чемберс

  • Сомерсет-Хаус, Стрэнд. Чемберс
  • Англо-китайские парки Чемберса

Роберт Адам

  • «Динамика» братьев Адамов
  • Интерьеры Адама
  • Сион-Хаус. Роберт Адам
  • Остерли-парк-Хаус в Мидлсексе. Роберт Адам
  • Хьюм-Хаус, Лондон. Роберт Адам

Английский интерьер в стиле классицизма

«Возможность» Браун

Стиль регенства

  • Генри Холланд
  • Джон Соун
  • Банк Англии. Соун
  • Джон Нэш
  • Риджент-парк. Нэш

Городские дома для рабочих

Британский классицизм и палладианство – готическая архитектура

Последнее обновление 03 июня 2022 г. | Готическая архитектура

Введение

Классицизм в Британии на более поздних стадиях Возрождения показывает некоторые параллели, но также и некоторые различия по отношению к Франции и Италии. На протяжении пятнадцатого века Британские острова почти не интересовались искусством. На внутреннем фронте они были вовлечены в очень серьезную проблему, связанную с тем, что Англия стремилась получить контроль над Уэльсом, Ирландией и Шотландией, а за границей — с Францией и Столетней войной (1337–1453). Шестнадцатый век снова был в значительной степени занят вопросами экономической экспансии и войн. Важнейшим событием первой половины века стал разрыв англиканской церкви с Римско-католической церковью, а одним из самых ярких событий второй половины века — после того, как Великобритания колонизировала большую часть Северной Америки — стало Потопление британским флотом испанской армады (1588 г.

), которая теперь дала стране контроль над морями. Искусство едва успело наверстать упущенное. Тюдоровские постройки Генриха VIII (р. 1509 г.)-47), например, были полностью готическими по своему характеру, если не производными от стилей зубчатых стен раннего средневековья. Одним из первых образцов классического декора (не строительного стиля) является резная ширма из дерева в Королевском колледже в Кембридже (1533-1535 гг.), предположительно работа итальянских мастеров. Первым зданием с узнаваемыми классическими чертами (хотя и известными только по рисунку) является проект Джона Тинна для Old Somerset House (1547–1552 гг.), который, вероятно, был основан на французской модели. Ситуация стала несколько меняться во второй половине века, начиная с царствования Елизаветы I (годы правления 1558—1603). Первые здания в стиле ренессанс — Лонглит, Уилтшир (начало 1570 г.), Воллатон-холл, Ноттингемшир (1580–1588 гг.) и Хардвик-холл, Дербишир (159 г.).0-7) – все показывают знание Серлио, вероятно, исходя из текстов, опубликованных во Фландрии и Франции.
В книге Джона Шута «Первые и главные основы архитектуры» (1563 г.) цитируется не только Серлио, но также Витрувий и Филандер. Копии книг Вредемана де Фриза, Венделя Диттерлина и Ганса Блюма также попадали в Великобританию в эти годы, и фактически перевод «Книги пяти колонн архитектуры» Блюма (1601 г.) фактически на 10 лет предшествует произведению Роберта Пика. первой (-пятой) книги по архитектуре Себастьяна Серли.

Однако только в семнадцатом веке классицизм по-настоящему пришел в Британию, и сделал это с определенной живостью. Первым великим британским классиком был Иниго Джонс, который познакомился со Скамоцци и открыл для себя творчество Палладио во время поездки в Италию в 1613–1614 годах. Вскоре после этого бывший британский посол в Венеции Генри Уоттон составил свою версию классической теории в «Элементах архитектуры» (1624 г.). Крупнейшим британским классиком второй половины века был Кристофер Рен, который серьезно обратился к архитектуре только после Великого лондонского пожара в 1666 году.

Классицизм Рена имел в себе элементы барокко и, кроме того, он иногда делал проекты в готическом стиле – акт, который был бы почти немыслим среди классицистов во Франции. После очередного раунда элементов барокко в работах Джона Ванбру и Николаса Хоксмура классическая оппозиция реформировалась в первой половине восемнадцатого века под видом британского палладианского движения. В 1720-х годах лорд Берлингтон стал лидером этого довольно строгого видения палладианского классицизма, которое оставалось сильным до середины века. Его силы со временем рассеялись не столько снаружи, сколько внутри. Всегда важным аспектом британского архитектурного развития семнадцатого века и большей части восемнадцатого века — по отношению к Франции — было отсутствие официальной академии для систематизации принципов дизайна. Это отсутствие культивировало, с одной стороны, довольно жесткую культурную зависимость от таких привозных образцов, как классицизм Палладио. С другой стороны, это также давало определенную свободу в дизайне, а также появление проблем в отношении классической теории – проблем, которые полностью проявятся в середине восемнадцатого века.

Движение Возрождения в Британии в основном обязано усилиям двух мужчин. Одним из них является Иниго Джонс (1573–1652), почти современник Уильяма Шекспира, который впервые посетил Италию около 1600 года в качестве художника по костюмам и придворного художника. Во время второй поездки в Италию в 1613 году Джонс (теперь его интересы обращаются к архитектуре) встретил Винченцо Скамоцци, посетил здания Палладио и приобрел ряд его рисунков. Джонс сделал блестящую карьеру классического архитектора первой половины века, начиная с его 9-го века.0003

Генри Уоттон (1568–1639), из предисловия и части I «Элементов архитектуры». Лондон: Джон Билл, 1624.

Палладианский дизайн для лондонского Банкетного зала в Уайтхолле (1619-22). Вторым человеком, продвигавшим архитектуру эпохи Возрождения в Великобритании, был дипломат Генри Уоттон. Он долгое время проживал в Италии после того, как Яков I назначил его послом в Венеции в 1604 году, а после ухода в Лондон в 1624 году он быстро написал «Элементы архитектуры», в которых резюмировал то, что он считал зачатками классической архитектуры.

Эта небольшая книга, пожалуй, больше всего известна удачным переводом витрувианской триады как «Товар, фирма и наслаждение», но она также является солидным и научным изложением витрувианской теории, дополненным вкладом различных писателей эпохи Возрождения, главным образом Альберти, Палладио и Филибер де л’Орм.0003

Мне не нужно (как и большинству Писателей) праздновать Тему, которую я доставляю. В этом плане я спокоен. Архитектура не нуждается в одобрении там, где есть благородные люди или благородные умы; Поэтому я посвящу это предисловие скорее тем, от кого я почерпнул свои знания; Ибо я всего лишь собиратель и избавляюсь от других мужских вещей в лучшем виде.

Наш главный Учитель — Витрувий, и поэтому я буду часто называть его; кто имел это счастье, что он написал, когда Римская империя была рядом с полем; Или, по крайней мере, когда Август (который поддерживал его усилия) имел какой-то смысл (если он не ошибался) связать монархию: Я говорю, что это было его счастьем; Ибо во времена роста и расширения Artes обычно тонет в действии. Но, с другой стороны, было воистину несчастьем выражать себя так плохо, особенно писать (как он это делал) в период самых способных Пеннов; И его безвестность имела это странное состояние; Что, хотя он был лучше всего практикован, и его лучше всего следовали его собственные соотечественники; тем не менее после возрождения и перешлифовки хорошей литературы (которую поджоги и волнения Средневековья сделали нецивилизованными) его лучше всех или, по крайней мере, сначала поняли чужаки: ибо из итальянцев, которые взяли его в свои руки, те, кто казалось, ему не хватало математических знаний; и математики, возможно, нуждались в Грамере: пока оба они не были достаточно соединены в Леоне-Батиста Альберти, флорентийце, которого я считаю первым ученым Архитектором за Альпами;

Но он больше учился тому, чтобы стать Автором, чем иллюстрировать своего Учителя. […]

В архитектуре, как и во всех других оперативных искусствах, цель должна направлять Операцию.

Конец — хорошо строить. У колодезного строительства есть три условия: товар, твердость и наслаждение. Обычное разделение среди Избавителей этого Искусства, хотя я не знаю, как именно, некоторые из них были неуместны самим Витрувием. . . за которым я буду охотно следовать, как Мастер Пропорции, а затем Метода.

Продолжить чтение здесь: Из трактата I об архитектуре середины 1670-х годов

Была ли эта статья полезной?

словосочетание классической архитектуры | значение и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с архитектурой.

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

классическая архитектура также могла убедить зрителя девятнадцатого века в том, что принципы хорошего управления действуют.

Из Кембриджского корпуса английского языка