Акант архитектура: АКАНТ, АКАНФ – Термины на букву А – Словарь архитектурных терминов

Путешествие листика аканта

Не каждому растению удаётся войти в копилку орнаментики, а вот аканту в этом плане повезло. В природе растение произрастает в Азии, в Африке и на Средиземноморском побережье. Всего в природе встречается около сорока видов разных акантовых. Название его сохранилось ещё со времён древних греков «acantha» —по-гречески означает шип, так как у большинства видов этого растения листья завершаются острием.

В общем, то акант — это попросту колючка, но в какой- то мере символ преодоления трудностей: порвал штаны, исцарапался, но таки продрался сквозь куст. Эта идея понравилась грекам.

Так или иначе, но скромный листик аканта начал своё большое путешествие в мир декоративно – прикладного искусства.

Греческий акант

Легенда, которую не написал только ленивый, гласит, что некая девушка из Коринфа умерла и была похоронена своей кормилицей. Последняя положила на могилу девушки её детские игрушки в корзине, которую закрыла от дождя черепицей. Со временем корзина обросла листьями аканта, которые загнулись по форме оконечностей волют.

Проходящий мимо мастер Калима офигел от вида оригинальных листьев, и воплотил их в коринфской колонне.

Самая старая из известных коринфских колонн была обнаружена в храме Аполлона Эпикурия в Бассах в Аркадии, который построил Иктинос (он же в соавторстве с Калликратом спроектировал Парфенон) и датируется примерно 420 годом до нашей эры.

В Греции предпочитали мягкий вид аканта, у которого были широкие и тупые листья, которые давали довольно обширную светотень.

Акант покоряет Рим

Римляне без аканта, естественно, не обошлись. Акант у Римлян, в отличие от греческого, в целом оказался более сочен, его листья круче загнуты, он более естественен и реалистичен, стилизация природная. Причём у римлян было три вида аканта:

  • Оливкообразный, изображение которого было похоже одновременно на столовую ложку и на листья одноимённых деревьев. Наш акант стал пластичным, обрёл изящество формы, хоть и был слегка простоват.
  • Второй вид изгибается несколько свободнее, и напоминает реальный акант, именно этот вариант со временем эмигрировал в эпоху Ренессанса, где акант активно применялся во всех видах прикладного искусства.
  • Травовидный акант выглядит так, как- будто листик изрядно пожевали и помяли.

Лист аканта в римском орнаменте с его бесконечными и разнообразными возможностями отражал любовь римлян к искусству и красоте. Наш еще юный путешественник приобрел более натуралистичный вид, кончик листа его скручивался, как в реальной жизни.

Начиная с римской эпохи, едва ли было время, когда лист аканта не был важной частью в орнаментальных композициях декоративно прикладного искусства.

Акант в Византии

В христианстве все колючие листья, в том числе и акант, олицетворяли боль, ассоциировались с терновым венцом. Аканты напоминают о страданиях Христа, и это делает орнаментальный мотив в византийском орнаменте одним из ведущих.

После развала Рима акант изрядно огрубили, и стали передавать почти условно. Дорогие материалы в Византии преобладали над былым совершенством пропорций и красотой изящной прорисовки всех деталей. Зато наш листик теперь поселился не только в архитектуре и на элементах декора, но и на тканях: его использовали на орнаменте каймы полотна, а также при декорировании мебели.

Акант в романском стиле

Так как культура романского стиля сложилась на основе античного искусства после раннего христианского периода и византийского искусства, романский акант мало чем отличается от византийского. Однако, рассматривая примеры аканта можно явно заметить тенденцию к его «повышению колючести».

Акант в Готике

Во времена готики акант стал узким и еще более колючим, ведь форма аканта динамична. Теперь наше путешествующее растение приобрело сакральное значение, и окончательно возвеличилось: в средневековой архитектуре и декоративно – прикладном искусстве акант, как и в Византии, отождествляли со страданиями Христа.

Стилизацию аканта в готическом стиле можно встретить везде, например, листья на короне английского короля Эдуарда третьего – это тоже акант. У нас есть статья «Готический орнамент в книжной миниатюре», там вы можете увидеть на картинках и аканты.

Акант в орнаменте Ренессанса и Маньеризма

Во времена Ренессанса акант утратил колючесть и обрёл приблизительно ту форму, которая была принята в Риме, ибо именно на римский стиль опирается эпоха возрождения.

Акант можно увидеть также повсеместно: на тканях, в архитектуре, в книгах, в росписи стен.

В эпоху маньеризма акант так интерпретировали, что он стал почти не похож на себя. К тому же его стали дополнительно украшать цветами и плодами. После ясности и строгой уравновешенности аканта в орнаменте Ренессанса, нашему листику пришлось приспособиться к новой эпохе .

Он стал вычурным и неестественно изощренным, видимо готовился к перелету в барокко.

Акант в барокко и рококо

Акантовый лист в эпоху Барокко более чем великолепен. Он так же изящен, пышен, пластичен, как и активен.

Льву с декора в Мальтийском соборе, который вы видите выше, буквально от акантовых листьев деваться некуда.

Ниже неплохое видео о том, как нарисовать акант.

Рококо заметно изменил акант, по сравнению со стилем барокко. Ассиметричность стиля придала нашему путешественнику еще более странный вид.

Наклонная ось композиции, криволинейные контуры, причудливый рокайль изогнул наш акант окончательно. Стиль рокайль вплёл акант в свои композиции. Однако, акантовый лист порой уже не столь активен, так как тонкие листья, переплетающиеся с рокайлями, составили ему весомую конкуренцию в композиции орнамента.

Акант в Классицизме и стиле Ампир

Строгая симметричность, торжество пропорций, четкая композиция, в отличие от помпезности рококо или барокко вернула акантовый лист на круги своя. Теперь он облегченно вздохнул, так как снова стал похож на акант в римском орнаменте.

Акант в ампире тоже не такой роскошный и пышный, как в барокко, но и более скромный, нежели в классицизме.

Он скорее плоский, четкий, представлен в виде «вида сбоку».

Часто между соседними двумя акантами вписывалась традиционная для ампира розетка.

Уильям Морис и акант

Знаменитый декоратор Уильям Моррис всю жизнь только и делал, что соединял идеал с реальностью, решив вернуть искусство к ранним чистым эпохам и красивым стилям. Естественно, про акант он на этом поприще не забыл, и наш лист красуется на всемирно известных среди любителей орнаментов, шпалерах и паттернах.

Морисовский акант похож на готический, правда отличается от него большей пластичностью.

Акант в модерне

Модерн мог прибегать к эклектике, включать в себя разные стилевые направления, поэтому в орнаментах этого стиля можно встретить разные варианты акантового листа. Однако, наконец- то заметили, что у нашего путешественника есть еще и стебелёк. Очень часто в орнаментах встречается по модерновски изогнутый длинный стебель с калишными акантовыми листочками.

Неоклассицизм

После шпалер Морриса и модерна наш акантовый друг триумфально взлетел прямо на сталинскую высотку, разместившись рядом с изображением государственной советской символики и скульптур, которые олицетворяли в то время представителей народа. Мы видим воплощение коринфской капители на безумной высоте. Кстати, погуляв по столицам постсоветского пространства, можно, воочию, увидеть аканты почти на всех зданиях в купе с серпами, молотками, овощами с огорода.

Сам акант в неоклассицизме вполне приличную классическую форму, дополняя композиции в стиле бреда пьяного огородника.

Итак, наш путешествующий акант всё время видоизменялся и развивался, но, однако, сумел остаться верен себе.

Перелетая от стиля к стилю, наш листик выжил, и попал в наше время. Колючка по- прежнему любима всеми художниками, и наконец – то независима, ибо освобождена от жестких рамок безусловной стилистики. Так что никто не знает, куда наш листик полетит дальше…

Архитектура в деталях. Акант – Записки пани — LiveJournal

?

Previous Entry | Next Entry

Акант – стилизованное декоративное украшение, прототипом которого служит лист растения аканта. Является неотъемлемым элементом коринфской и композитной капители; также используется в качестве отдельного элемента лепного украшения.

Было раннее летнее утро V века до нашей эры. Стены Коринфа щекотал  легкий морской бриз и золотило восходящее солнце. В это время скульптор Каллимах любил обычно прогуляться по кладбищу.
И вот идет себе Каллимах по кладбищу, никого не трогает, думает о высоком. Об архитектуре.  И как бы войти в историю.

Идет и видит – корзина стоит. Взял он корзину и вошел. В историю.
Потому что была та корзина непростая.
Говорили, умерла в прошлом году юная коринфянка. Кормилица принесла к ее могиле корзинку с игрушками и оставила, накрыв черепицей от дождя. И так получилось, что поставила она корзину на корень уже высохшего аканта. А весной акант надумал по обыкновению выпустить листочки. Да не тут-то было: ибо корзина. Но акант упорный, он так просто не сдается. Стал он вокруг той корзины расти и оплетать ее красиво со всех сторон.

А тут Каллимах.
Да это же шикарная капитель для архитектурного ордера! – подумал заворожённый красотой оплетенной листьями корзины Каллимах и тут же побежал лепить капитель. Так появился корнифский архитектурный ордер, и Каллимах как его изобретатель вошел в историю.

Именно корзину, оплетенную акантом, вы видите на капители коринфского и композитного (смешанного) ордера.

Идею Каллимаха подхватили не только архитекторы.
Акант стал одним из самых распространенных мотивов декора и орнамента.

В античности он олицетворял триумф и преодоление жизненных испытаний. В средние века наряду с другими колючими растениями акант ассоциировался с терновым венцом и был призван напоминать о страданиях Христа.

В зависимости от эпохи и стиля листья аканта видоизменялись, но всегда оставались узнаваемыми, сочетая упругую твердость линий с плавностью и изяществом.

Ниже – некоторые хорошо известные вам здания с коринфскими колоннами.


Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге


Русский музей (Михайловский дворец) в Санкт-Петербурге


Собор Святого Павла в Лондоне


Большой Версальский дворец в Внрсале

sher_y
Полина
канал на Яндекс Дзен

March 2023
SMTWTFS
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Powered by LiveJournal. com

Акант | орнаментальный мотив | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Acanthus Architecture

О компании

Acanthus Architecture находится в Уинстон-Салеме, Северная Каролина, и предлагает широкий спектр архитектурных услуг коммерческим, институциональным и частным клиентам. Хотя корни фирмы остаются в горных и предгорных районах Северной Каролины, значительная часть работы Acanthus выходит за пределы этой области. В портфолио Acanthus представлены завершенные и текущие проекты в Колорадо, Монтане, Нью-Йорке, Висконсине и Вайоминге.

Главный принцип Acanthus — хороший дизайн — обманчиво прост. Это лежит в основе того, чем занимается фирма, и определяет каждое решение. В каждом проекте Acanthus стремится к оригинальным и творческим архитектурным решениям, отвечающим уникальным желаниям и требованиям к программированию своих клиентов, а также конкретным условиям каждого объекта.

Акант считает, что великая архитектура — это больше, чем планы и фасады, какими бы изысканными они ни были, и поэтому посвящена тщательному рассмотрению даже мельчайших деталей. Этот строгий подход приводит к проектам с элегантными пропорциями, гармоничными с окружающей средой и восхитительными рабочими и жилыми помещениями.

Многие методы, которые сейчас можно назвать «устойчивыми», всегда были присущи философии дизайна Acanthus. Фирма сделала упор на дневное освещение и естественную вентиляцию не только из-за их преимуществ в области энергосбережения, но и потому, что люди процветают, когда у них есть сенсорная связь с природой. Acanthus разработала детализированные герметичные, хорошо изолированные оболочки зданий, соответствующие надежному подходу к строительству, которого требует фирма. Однако становится все более очевидным, что такие меры сами по себе являются недостаточным ответом на экологический кризис, с которым мы сталкиваемся сегодня, и связанную с этим неопределенность в отношении затрат, с которой сталкиваются владельцы зданий. Соответственно, Acanthus усердно придерживался более устойчивых стратегий в своих последних проектах, включая производство энергии на месте и более широкое использование переработанных и регенерированных материалов.

Acanthus состоит из команды преданных своему делу профессионалов в области дизайна во главе с главными архитекторами Марком Гленом и Ларри Снайвли. Основанная в 1995 году с упором на высококлассные работы в жилых домах, фирма расширила свою деятельность, уделяя такое же пристальное внимание деталям при выполнении целого ряда коммерческих заказов.

Строгое стремление к качеству является отличительной чертой этой дизайнерской фирмы. Взаимодействие с каждым клиентом простирается от первоначальной разработки программы и анализа площадки до завершения строительства и ввода в эксплуатацию и включает в себя тщательную документацию по строительству и услуги по управлению строительством. Решение увидеть каждый проект от начала до конца гарантирует высочайшее качество конечного продукта.


Марк Глен

Марк Глен — архитектор и директор Acanthus. Он вырос на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, посещал Академию Филлипса в Эксетере и получил степень бакалавра искусств в области истории (с отличием) в Университете Дьюка. Он получил степень магистра архитектуры в Школе архитектуры Принстонского университета, где был награжден стипендией Батлера для путешествий и медалью Генри Адамса AIA. За десять лет до того, как стать соучредителем Acanthus Architecture в 1995 году, Марк был архитектором проекта в Johnson Wanzenberg, престижной нью-йоркской фирме по архитектуре и дизайну интерьеров, где он работал над широким спектром жилых и коммерческих проектов. Марку посчастливилось много путешествовать, преследуя свою страсть к архитектуре и истории различных традиций и культур.


Лоуренс Снивели

Ларри Снайвли — архитектор и директор Acanthus. Он родился в Кливленде, штат Огайо, и вырос в Мэриленде, недалеко от Вашингтона, округ Колумбия. Его страсть к дизайну и строительству началась в очень раннем возрасте и привела его к карьере в архитектуре. Ларри получил степень бакалавра архитектуры в Университете Вирджинии и степень магистра архитектуры в Школе архитектуры Принстонского университета. До прихода в Acanthus Architecture в 19В 98 лет Ларри работал в ведущих архитектурных фирмах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, в том числе в Cooper Robertson & Partners на Манхэттене, где он был младшим сотрудником и архитектором проектов, участвуя в различных жилых и институциональных проектах. Он получил лицензию на занятие архитектурой в 1989 году и является аккредитованным специалистом LEED с 2006 года. В последние годы Ларри работал в исполнительном комитете Комиссии по внешнему виду округа Уинстон-Салем/Форсайт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *