Византия и византийская империя: история, религия, культура, искусство
Где находится ВизантияТо великое влияние, какое оказала в эпоху мрачного средневековья Византийская империя на историю (а также религию, культуру, искусство) многих европейских стран (включая нашу) трудно охватить в рамках одной статьи. Но мы все же попробуем это сделать, и максимально рассказать вам об истории Византии, ее быте, культуре и многом другом, одним словом, с помощью нашей машины времени отправить вас во времена высочайшего расцвета Византийской империи, итак устраивайтесь поудобнее и поехали.
Где находится Византия
Но прежде чем отправится в путешествие во времени, сперва давайте разберемся с перемещением в пространстве, и определим где же находится (точнее находилась) Византия на карте. На самом деле в разные моменты исторического развития границы Византийской империи постоянно менялись, расширяясь в моменты развития и сокращаясь в периоды упадка.
Например, на этой карте Византия показана в период своего расцвета и как мы видим в те времена она занимала всю территорию современной Греции и Турции, часть территории современной Болгарии и Италии и многочисленные острова в Средиземном море.
В эпоху правления императора Юстиниана территория Византийской империи была еще больше, и власть византийского императора простиралась также на Северную Африку (Ливию и Египет), Ближний Восток, (в том числе славный город Иерусалим). Но постепенно их оттуда начали вытеснять сперва персы, с которыми Византия на протяжении веков находилась в состоянии перманентной войны, а затем и воинственные арабские кочевники, несущие в своих сердцах знамя новой религии – ислама.
А здесь на карте показаны владения Византии в момент ее упадка, в 1453 году, как видим в это время ее территория сократилась до Константинополя с окрестными территориями и части современной Южной Греции.
История
Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.
Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.
Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.
Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».
Уже с VI века при правлении блистательного императора Юстиниана и его не менее блистательной супруги Феодоры (на нашем сайте есть интересная статья об этой «первой леди Византии», переходите по ссылке) Византийская империя начинает потихоньку отвоевывать территории занятые в свое время варварами. Так византийцами у варваров лангобардов были захвачены значительные территории современной Италии, некогда принадлежавшие Западной римской империи, власть византийского императора простирается и в северную Африку, тамошний город Александрия становится важным экономическим и культурным центром империи в этом регионе. Военные походы Византии простираются и на Восток, где протяжении нескольких веков идут непрерывные войны с персами.
Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.
Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:
- Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
- Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
- Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
- Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
- Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.
Падение
Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського).
Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи.
Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.
В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.
Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.
Осада Константинополя турками.
29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.
Культура
Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.
Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.
Остатки этого дворца на средневековой гравюре.
В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.
Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.
Но помимо просто беспорядков, разные группировки византийских фанатов, имели и сильное политическое влияние. Так однажды рядовая потасовка болельщиков на ипподроме привела к крупнейшему в истории Византии восстанию, известному под именем «Ника» (буквально «побеждай», таким был лозунг восставших фанатов). Восстание болельщиков «Ника» чуть не привело к свержению императора Юстиниана. Лишь благодаря решительности его супруги Феодоры и подкупу лидеров восстания, его удалось подавить.
Ипподром в Константинополе.
В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.
Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.
Так выглядели монеты в Византийской империи.
Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.
Религия
В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.
Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.
Искусство
Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.
Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.
Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.
Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.
Видео
И в завершение интересное видео об Византийской империи.
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.
Исторический сайт Путешествия во времени
Схожі статті:
Читать онлайн «Византия. Удивительная жизнь средневековой империи», Джудит Херрин – Литрес
Тамаре и Порции, которые тоже спрашивали, что такое Византия
Judith Herrin
BYZANTIUM
THE SURPRISING LIFE OF A MEDIEVAL EMPIRE
Text copyright © Judith Herrin 2007
© Перевод и издание на русском языке, «Центрполиграф», 2017
Однажды вечером – это было в 2002 г. – в дверь моего кабинета в лондонском Королевском колледже постучали двое рабочих. Они занимались ремонтом старых зданий и часто проходили мимо моей двери с табличкой «Профессор византийской истории». В конце концов они решили остановиться и спросить: что такое Византия? По их мнению, это было как-то связано с Турцией. И что особенного в ее истории?
И я попыталась вкратце объяснить двум серьезным строителям в касках и тяжелых ботинках, что такое византийская история. Многие годы преподавательской работы никак не подготовили меня к этому моменту. Ведь требовалось изложить в десятиминутной беседе все, что я изучала и чему учила целую жизнь. Рабочие тепло поблагодарили меня, сказали, что им было чрезвычайно любопытно узнать, что представляет собой эта самая Византия, и спросили: почему я ничего не написала о ней? Не написала книги для них? Я хорошо поняла, что они имеют в виду. О византийской истории написано бесчисленное множество книг – их слишком много, чтобы сосчитать, и большинство из них являются слишком длинными, чтобы их можно было прочитать. Очень часто они описывают череду ушедших императоров, более 125 константинопольских патриархов, многочисленные сражения в предсказуемых категориях политической, военной и религиозной деятельности на протяжении 11 столетий. Лишь немногое из всего перечисленного способно вызвать интерес строительных рабочих, впрочем, как и представителей любой другой профессии, за исключением разве что узких специалистов – историков.
И сразу столкнулась с трудностями. Я делала слишком много допущений, не могла обойтись без затруднительных для понимания моментов. Но я всегда гордилась тем, что мои лекции по византийской истории вызывают интерес у аудиторий, с ней незнакомых. Занимаясь поисками методики, я отлично знала, что в 1000-летней византийской истории достаточно ярких впечатляющих и трагических эпизодов, чтобы привлечь внимание любителей сенсаций. Однако это сводило написание истории к перечислению драматических случаев, лишая ее глубины, сглаживая богатейший и разносторонний опыт. Византия – это не только богатство, господство на море и имперское могущество. Я хотела, чтобы читатель почувствовал, почему Византию трудно понять, невозможно познать и почему она может представляться непонятной, смутной и, несмотря на огромное количество трудов о ней, малоизвестной. Сложности усугубились тем, что современные средства массовой информации сделали термин «византийский» оскорбительным.
Византия вызывает в воображении двойственный образ: с одной стороны – заговоры, убийства, физические увечья, с другой – непомерное богатство, блеск золота и драгоценных камней. Однако в период Средневековья у византийцев не было монополии на запутанность, предательство, лицемерие, туманность и богатства. Они дали миру большое количество умных, способных лидеров, блестящих генералов, предприимчивых теологов, которым завидовали и которых всячески старались опорочить. Вовсе не византийцы изобрели инквизицию – они вообще, как правило, избегали сжигать людей на кострах. Но существует некая тайна, связанная с этим «потерянным» миром. Ее трудно определить словами, возможно, потому, что у Византии нет современного наследника. И она остается скрытой за великолепием средневекового искусства – золотом, мозаиками, шелками и императорскими дворцами.
Чтобы дать свою оценку Византии, в этой книге я постаралась по возможности ясно и интересно выделить самые важные, на мой взгляд, моменты, раскрыть, какие структуры и личности являлись их основой. Таким образом, я стремилась, чтобы вам было интересно до самой последней страницы, чтобы вы почувствовали, что познакомились с новой цивилизацией. Самое главное, чтобы вы поняли: современный западный мир, развившийся из средневековой Европы, не мог бы существовать, не будь он защищен и вдохновлен тем, что происходило на востоке – в Византии. Мусульманский мир тоже является важным элементом этой истории, равно как и отношения любви-ненависти между христианством и исламом.
Каковы ключевые черты этой важной, но малоизвестной истории? Во-первых, Византия – это тысячелетняя цивилизация, которая на протяжении всего Средневековья оказывала влияние на все страны Восточного Средиземноморья, Балканы и Западную Европу. В VI–XV вв. это влияние усиливалось и ослабевало, но было постоянным. Византийская цивилизация впитала языческие, христианские, греческие, римские, древние и средневековые компоненты. Ее культурное и художественное влияние теперь считается непреходящим наследием. Но вдобавок в Византии получили развитие фундаментальные аспекты управления, такие как имперский суд, дипломатическая служба, гражданская бюрократия, церемония коронации. Нельзя не упомянуть и о выраженной роли женщин в политике.
Величие Константинополя, сердца обширной империи, с унаследованной им системой имперского управления и разнообразием источников, ее стимулировавших, давало бесконечную уверенность и правителям, и подданным. Необходимо особо подчеркнуть этот аспект Византии. К началу правления императора Юстиниана (527–565) базовые структуры империи насчитывали уже 200 лет, и они так прочно закрепились, что оказались неизменными. Они создали глубоко укоренившуюся культуру, которая стала порождением древних греков, дохристианских источников, а также римских и христианских идей как идеологических, так и практических (пример – философские дискуссии и военные фортификационные сооружения). Вся система была воспета в имперской риторике и представлена в имперском искусстве, чтобы возвысить ее до вечного постоянства. Какими бы невыразительными ни казались высказанные идеи, они тем не менее подтвердили и еще глубже укоренили уверенность в себе византийских императоров, их приближенных и подданных.
В этом смысле византийская культура воплощает понятие французского историка Фернана Броделя об исторической долговременности – longue durée: о том, что переживает превратности смены правительств, новомодных фасонов и технологических усовершенствований, о постоянном бессрочном наследии, которое может одновременно сковывать и вдохновлять. В то время как Бродель применял эту идею больше к географическим факторам, которые определили историю Средиземноморья, мы можем адаптировать ее, чтобы отличить византийскую культуру от культур ее соседей. Ведь в противоположность другим средневековым обществам – и на западе, и в мусульманском мире, Византии было уже много веков к тому времени, когда Карл Великий и Гарун аль-Рашид в 800-х гг.
появились на исторической сцене, и ее культура являлась одновременно и ограничителем, и источником силы. На самом деле, как мы убедимся, она родилась старой, импортировав в свою столицу еще при ее строительстве античную архитектуру и статуи. Концептуальные рамки византийской культуры, которую осуждают, считая консервативной, и хвалят, называя традиционной, дали общее чувство причастности, увековеченное в характерных и изменчивых образах, и все они предназначены исключительно для славы и величия Византии. Так образовалось гибкое наследие, которое доказало свою способность поддерживать, сохранять и усиливать империю в периоды даже самых тяжелых кризисов.Имперские черты Византии подчеркивались лингвистической преемственностью, которая связывала ее средневековых ученых с древнегреческой культурой и побуждала их сохранять тексты основных философов, математиков, астрономов, географов, историков и врачей (путем копирования, редактирования и написания комментариев). Византия высоко ценила поэмы Гомера и создала первые критические издания Илиады и Одиссеи.
Древнее наследие сочеталось с христианской верой, которая постепенно вытеснила культы языческих богов. Византия поощряла и подпитывала ранние христианские монашеские традиции, возникшие на священных горах, таких как Синай и Афон, где духовные учения продолжали вдохновлять монахов и пилигримов. Она взялась за обращение в христианство болгар, сербов и русских, поэтому на значительной части Балкан до сих пор много ортодоксальных церквей, украшенных средневековыми фресками и иконами. Византия поддерживала контакты с христианскими центрами, перешедшими в VII в. под мусульманский контроль. Она оказывала помощь патриархам Иерусалима, Александрии и Антиохии, и даже более удаленным общинам – церквам Эфиопии и Судана, Персии, Армении и Грузии.
Используя наследие римских технологий и богатый инженерный опыт Римской империи, византийцы продолжали строить акведуки, фортификационные сооружения, мосты и дороги, а также такие грандиозные конструкции, как храм Святой Мудрости – Св. Софии в Константинополе. Она до сих пор демонстрирует массивные стены VI в., увенчанные самым большим куполом из всех, строившихся до собора Св. Петра в Риме, появившегося тысячелетием позже. Константинопольский купол часто ремонтировали, но он сохранился в целости и впоследствии копировался при строительстве церквей меньшего размера по всему миру ортодоксии. Он также вдохновил строителей крытых мечетей, появившихся после прихода арабов из пустынь, где они поклонялись своим богам на открытых площадях. «Купол скалы» в Иерусалиме получил название после мусульманской оккупации этого святого места, почитаемого и христианами, и иудеями. Не только круглая крыша, но и яркие мозаики демонстрируют византийское влияние – в VII в. халиф Абд аль-Малик попросил императора Юстиниана II прислать византийских ремесленников, которые вырезали из цветного камня и стекла тессеры,
От Рима Византия также унаследовала развитую правовую систему и военные традиции. Это помогло ей прожить столь долгую жизнь. Теоретически византийское общество управлялось законом: судей обучали, они получали заработную плату и решали споры. По всей империи люди приходили со своими проблемами в суды и подчинялись их решениям. Хотя знаменитых римских легионов после VII в. уже не было, и вооруженные силы – и пехота, и кавалерия – тренировались по римским военным руководствам. Стратегии для сражений на суше и море, осадные орудия, методы обеспечения снабжения вооруженных сил, их вооружение и доспехи – все это было адаптировано на основе старых практик. Состав «греческого огня» – сернистого вещества, которое горит на воде, – оставался государственной тайной, и мы до сих пор не знаем точного соотношения компонентов. Аналогичное оружие создали и арабы, но «греческий огонь» продолжал ужасать людей и в морских сражениях, и в сухопутных осадах.
Византия считала себя центром мира, а Константинополь – заменой Рима. Пусть византийцы говорили по-гречески, но империя все равно была римской, а ее жители – римлянами. Она руководила грекоговорящими сообществами на Сицилии и в южной части Италии, которые возникли из поселений древней греческой эмиграции. Византия защищала и стимулировала рост итальянских приморских городов, таких как Амальфи и Венеция, живших международной торговлей. В свое время эти города самостоятельно догнали и обошли Византию как экономические центры, создали собственный крупный флот. Но византийское влияние на них не подлежит сомнению. Бронзовые двери, созданные в Константинополе, украшают их соборы, в которых нередко присутствуют также мрамор, мозаика и иконы в византийском стиле. Процветание этих городов началось под крылом империи.
Для нас сегодня, вероятно, самой важной представляется историческая роль Византии в защите христианского Запада в раннем Средневековье. До VII в. Византия действительно была Римской империей. Она правила Северной Африкой и Египтом, житницами, которые кормили Рим и Константинополь, Южную Италию, Святую землю, Малую Азию до самой горы Арарат, всю сегодняшнюю Грецию и значительную часть Балкан. Затем аравийские племена, вдохновленные новой религией – исламом, покорили большую часть Восточного Средиземноморья. Они сражались, считая себя преемниками и христианства, и иудаизма. Византия сдержала их экспансию в Малую Азию, не допустила пересечения ими Дарданелл и продвижения на Балканы. Константинополь выдержал многочисленные осады и устоял.
Цель мусульман – захват Константинополя, превращение его в свою столицу, установление господства над всем римским миром – собственно говоря, была вполне законной и логичной. Поскольку главенствующей религией был объявлен ислам, естественно, его силы должны были заменить Рим и прийти на смену политическим структурам Древнего мира. Если следовать честолюбивым замыслам, перечисленным в Коране, все Средиземноморье должно было объединиться под мусульманским управлением, как и персидский мир зороастрийских верований. Необычайно быстрой и успешной кампанией 634–644 гг. арабские племена подошли вплотную к осуществлению своих целей. Именно арабы стали причиной первого из поворотных пунктов в византийской истории.
Если бы Византия не остановила в 678 г. их экспансию, мусульманские силы, насыщенные дополнительными ресурсами столицы, в VII в. распространили бы ислам по всем Балканам, Италии и далее на запад, поскольку господствовавшая в это время политическая раздробленность существовавших там стран снижала для них вероятность организованной обороны. Предотвратив это потенциальное завоевание, Византия сделала возможным развитие Европы. Она дала западным христианам, которые были разделены на небольшие группы, время накопить силы. Через 100 лет после смерти пророка Мухаммеда (632 г.) Карл Мартелл в центральной части Франции – при Пуатье разгромил пришедших из Испании мусульман и оттеснил их обратно за Пиренеи. Зарождающаяся идея о создании государств в Европе оформилась при внуке и тезке Мартелла – Карле Великом. Именно он и его последователи делали для этого все от них зависящее и немало преуспели.
В Средние века многие западные церковные деятели и правители имели представление, хотя и смутное, о существовании на востоке христианской византийской цивилизации. Хотя византийцы управляли значительно меньшей территорией, чем римляне в период расцвета Римской империи, с VII до XV в. Византийское государство развило новые политические и культурные формы. Оно совместило разные черты своего прошлого, чтобы создать новую средневековую цивилизацию, которая привлекла многих нехристианских северных правителей. В свою очередь, болгары, русские и сербы приняли христианскую веру и элементы византийской культуры. Более семи веков Византия оставалась маяком ортодоксальной веры и классической учености.
В период Крестовых походов Византия оказалась в центре усилий христиан, стремившихся отобрать у мусульман Святую землю. После XI в. Византия и Запад познакомились ближе, однако с негативными последствиями. Несмотря на успех Первого крестового похода, в результате которого возникло Латинское королевство Иерусалим, Четвертый крестовый поход повернулся против Константинополя, и в 1204 г. город был разграблен. Это событие стало вторым поворотным пунктом в византийской истории: империя так никогда и не сумела восстановить свою былую силу. Византийские императоры хотя и вернули собственную столицу, но правили тем, что, по сути, в 1261–1453 гг. являлось городом-государством, а в 1453 г. Константинополь был захвачен оттоманскими турками.
Любопытно, но факт: византийское культурное влияние распространялось обратно пропорционально политической силе. После 1204 г., когда многочисленные произведения искусства были вывезены из Константинополя обратно в Западную Европу, византийский вклад в возрождение западной науки и искусства стал весьма заметным. В XIV в. византийские преподаватели греческого языка назначались в итальянские университеты. Они и их ученики начали переводить труды Платона. Работы Аристотеля уже достигли Запада при посредстве мусульманского мира, но основные философские труды Платона оставались неизвестными. Во время переговоров во Флоренции, которые в 1439 г. привели к воссоединению восточной и западной церкви, публичные лекции о Платоне, которые читал известный греческий ученый и философ Георгий Гемист Плифон, подвигли Козимо Медичи на создание Платоновской академии. Таким образом, Византия начала вносить свой вклад в итальянское Возрождение значительно раньше, чем 1453 г., когда турки сделали Константинополь своей столицей. После падения города беженцы, перебравшиеся в Италию со своими манускриптами, укрепили новые науку и искусство. А несколькими десятилетиями позже, когда протестантские реформаторы осудили религиозное искусство и начали настаивать на появлении более духовного стиля христианского почитания, они использовали все библейские и святоотеческие тексты, собранные византийскими иконоборцами VIII и IX вв.
В этой книге я стремилась показать, что такое Византия, что она отстаивала, к чему стремилась, что символизировала. Этот сугубо личный взгляд сформировался на основе моих более ранних исследований проблем религии в ранней средневековой истории, важных для образования христианского мира. Вопросы веры считались жизненно необходимыми для людей эпохи Средневековья, их значение было намного важнее, чем принято сегодня. И это следует учитывать при исследовании средневекового искусства. В дополнение к идеям, которые объединяли или разделяли христиан, их религиозный мир был наполнен и другими верованиями, которых придерживались необращенные политеисты, приверженцы восточных культов, последователи Заратустры (Заратуштры) и Мани, иудеи. Ислам оказал большое влияние в этом мире на всех, кто жил на восточном и южном берегах Средиземного моря, в Сирии, Испании и во всех регионах между ними. В VIII в. имевшее место в Византии первое официальное уничтожение икон – иконоборчество – подвигло простых людей на смерть ради своих религиозных образов. В то время как ислам ввел строгий запрет на священные изображения, Рим обнаружил преданность иконам, а теологи Карла Великого начали колебаться. Таким образом, VIII–IX вв. стали критическими для развития трех отдельных, но связанных регионов: византийского востока, исламского юга (Египет, Северная Африка, Испания) и латинского запада, впоследствии ставшего Европой. В разных формах это разделение просуществовало до нашего времени.
В этот период истории достойно внимания такое явление, как увлеченность женщин Византии иконами, что могло быть связано с исключением женщин из официальной церковной иерархии. Также нельзя не упомянуть и о мотивах двух женщин-правительниц, о которых я писала в «Женщинах в пурпуре», восстановивших поклонение иконам в 787 и 843 гг. Когда императрицы Ирина и Феодора изменили политику иконоборчества, введенную и всячески поддержанную их мужьями и другими родственниками мужского пола, мне представляется, что они действовали со всей безжалостностью и коварством мужчин. Но, проявив эту инициативу, они также приобрели политическое признание и известность, не имевшие себе равных в других средневековых обществах. Так что, хотя хронисты того времени и предполагали, что почитание икон является проявлением их женской слабости, это вовсе не так. Здесь я прослеживаю связь с византийской традицией женского правления, «имперской женщиной».
Раскопки – хороший способ познать Византию. В Греции, на Кипре и в Константинополе на месте церкви Богородицы Кириотиссы я работала с предметами материальной культуры, являющейся основой византийской цивилизации. Когда исследуешь церкви Крита и Китиры, острова у южного берега материковой Греции, и фиксируешь находки гончарных изделий в средневековом замке в Куклии, что на юго-западе Кипра, поневоле становишься ближе к средневековым обитателям этих мест. Во время моего первого археологического сезона в Пафосе – тоже на Кипре – мы нашли остатки женского скелета в руинах замка «Саранда Колоннес» («Сорока колонн»). На нем были золотые и жемчужные кольца. Скорее всего, эта женщина погибла во время землетрясения 1222 г. В Стамбуле рабочие, ремонтировавшие зимнюю протечку у мечети Календер, обнаружили пустоту за стеной, ближайшей к монументальному акведуку, который все еще возвышается над старой его частью. Один из этих реставраторов ощупал, что находится за краем панели, и идентифицировал тессеры того, что на поверку оказалось ранней христианской мозаикой Святой Девы, которая показывает младенца Христа Симеону. Возможно, ее закрыли стеной, чтобы защитить от уничтожения иконоборцами. В точности так же целая часовня с фрагментарными фресками, посвященная св. Франциску Ассизскому, была в 1261 г. заложена кирпичами, когда монахи бежали из Константинополя после латинской оккупации. Эти произведения христианского искусства, восточного и западного, впоследствии были восстановлены Эрнстом Хокинсом и теперь выставляются в Археологическом музее Стамбула.
Мое понимание Византии также формировалось благодаря многочисленным свидетельствам ее средневекового величия. Еще подростком я побывала в Равенне – в Северной Италии – и была потрясена мозаичными портретами византийского императора Юстиниана и его супруги императрицы Феодоры, звездами на небесной тверди гробницы Галлы Плацидии, а также процессиями святых и отарами овец, которые украшают городские церкви. В 2005 г. – спустя более чем четыре десятилетия – мне разрешили подняться на крышу церкви монастыря Св. Екатерины (Синайский полуостров). Церковь была построена той же венценосной четой, несмотря на 2000 миль, разделяющие Северную Адриатику и Красное море. Считается, что там растет Неопалимая Купина. Именно там, где Моисею было приказано снять сандалии, потому что он ступал по священной земле, я прочитала надпись о патронаже Юстиниана и Феодоры, вырезанную на балках VI в., которые прекрасно сохранились в сухом климате египетской пустыни, где нет термитов. Подобный опыт подтверждал то, о чем писали византийские историки относительно императора и его супруги.
В Риме и Сицилии, Москве и конечно же в Константинополе, равно как и по всей Турции, видны следы византийского влияния. Но ничто не сравнится с изумлением от находки византийских мозаик в михрабе[2] Мескиты – кордовской Соборной мечети, которая была построена до начала X в. халифом аль-Хакамом II. И с благоговейным восторгом, который поневоле испытываешь, когда после долгого путешествия через Понтийские Альпы прибываешь поздно вечером в Трабзон (Трапезунд) и видишь дворец, горделиво возвышающийся над городом.
Упомяну о схождении Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме в Пасхальное воскресенье. В этот день в темноте митрополит выходит из гробницы с зажженной свечой в ознаменование воскрешения Христа – от нее все верующие зажигают свои свечи. Даже в современных Афинах в Пасхальное воскресенье толпы народа со свечами поднимаются на гору Ликавит (Ликабет),[3] что является мощным напоминанием о силе церемоний, отмечающих это событие уже два тысячелетия.
По причинам, которые станут ясными из этой книги, византийские предметы разбросаны по всей Европе и их можно встретить в музейных экспозициях в самых неожиданных местах. Увидеть византийский шелк, названный «Плащ Александра», в Баварии, или брачный контракт Феофано и Оттона (Отто) II в Вольфенбюттеле, или пластины из слоновой кости, теперь используемые как книжные обложки, – значит проникнуться искренним восхищением к мастерам, их изготовившим, и культуре, к которой они принадлежат. На Западе их бережно сохраняли веками, хотя западные ученые и священнослужители также ответственны за поддержание недостоверных стереотипов того, что означает «византийский».
Византия становилась мне ближе и понятнее всякий раз, когда я готовила очередной курс лекций по ее истории. И мне хочется выразить особенную благодарность тем студентам, которые спорили со мной. После моего назначения в 1990 г. в Принстон я получила неожиданный бонус, столкнувшись с группой блестящих выпускников, привлеченных не имеющим себе равных историческим факультетом. Оказавшись в окружении студентов-интеллектуалов и активных коллег, я решила испробовать новые пути передачи окружающим моей страсти к Византии. Одна из коллег, Кристин Стенселл, позже навестила меня в Лондоне и с надеждой и симпатией поинтересовалась, не пора ли «собирать урожай». Так что эта книга своим появлением отчасти обязана и ей.
Вернусь к вопросу формы. В шекспировском Лондоне были одинаково знакомы и византин – золотая монета, названная в честь Византии, и икра, которой отдавали предпочтение ее жители. Такое косвенное наследие Византии можно обнаружить в самых неожиданных уголках мира. И в этой книге я объясню почему. Я решила не следовать установившимся традициям предыдущих исследований, а выбрать отдельные события, памятники, особые черты Византии и рассмотреть их в рамках основных этапов византийской истории. Первые семь глав посвящены основополагающим вопросам, таким как город Константинополь, закон и ортодоксия, которые рассматриваются на протяжении тысячелетней византийской истории. Другие главы могут частично совпадать, если они рассматривают те же события с других точек зрения. Моей главной проблемой оказалось исключение. В условиях ошеломляющего богатства интереснейших примеров и интригующих деталей трудно решить, какие из них не включать в книгу. Я смогла дать только подборку meze, нечто вроде закуски перед основным блюдом. Список рекомендованной литературы в конце книги предназначен для тех, кто захочет получить более полную информацию. Могу заверить, что я честно пыталась ответить на вопрос, заданный мне строителями в Королевском колледже: почему мы все должны знать больше о византийской истории?
Византийская империя – Энциклопедия всемирной истории
Византийская империя существовала с 330 по 1453 год. Ее часто называют Восточной Римской империей или просто Византией. Византийская столица была основана в Константинополе Константином I (годы правления 306–337). Византийская империя менялась по размеру на протяжении веков, в то или иное время обладая территориями, расположенными в Италии, Греции, на Балканах, в Леванте, Малой Азии и Северной Африке.
Византия была христианским государством с греческим языком в качестве официального. Византийцы разработали свои собственные политические системы, религиозные обряды, искусство и архитектуру. Все они находились под значительным влиянием греко-римской культурной традиции, но также были отличными, а не просто продолжением древнего Рима. Византийская империя была самой продолжительной средневековой державой, и ее влияние продолжается и сегодня, особенно в религии, искусстве, архитектуре и законах многих западных государств, Восточной и Центральной Европы и России.
Название «византийский» и даты
Название «Византийский» было придумано историками 16-го века на основании того факта, что первое название столицы было Византий, прежде чем оно было изменено на Константинополь (современный Стамбул). Это было и остается далеко не идеальным, но удобным ярлыком, который отличает Восточную Римскую империю от Западной Римской империи, что особенно важно после падения последней в V веке. Действительно, по этой причине среди историков нет единого мнения относительно того, к какому периоду времени на самом деле относится термин «Византийская империя». Одни ученые выбирают 330 г. и основание Константинополя, другие — падение Западной Римской империи в 476 г., третьи предпочитают неспособность Юстиниана I (годы правления 527–565) объединить две империи в 565 г., а некоторые даже сливают для c . 650 г. и арабское завоевание восточных провинций Византии. Большинство историков согласны с тем, что Византийская империя прекратила свое существование во вторник 29 г.Май 1453 года, когда османский султан Мехмед II (годы правления 1444–1446 и 1451–81) завоевал Константинополь.
YouTube Следите за нами на YouTube!Константинополь стал самым богатым, самым роскошным и самым важным христианским городом в мире.
Обсуждение дат также подчеркивает различия в этническом и культурном смешении между двумя половинами римского мира и отличие средневекового государства от его более раннего римского наследия. Византийцы называли себя «римлянами», их императором был basileon ton Rhomaion или «Император римлян», а их столицей был «Новый Рим». Однако наиболее распространенным языком был греческий, и справедливо будет сказать, что на протяжении большей части своей истории Византийская империя была гораздо более греческой, чем римской в культурном плане.
Константинополь
Начало Византийской империи связано с решением римского императора Константина I перенести столицу Римской империи из Рима в Византию 11 мая 330 года. Популярное название Константинополь или «Город Константина» вскоре заменило собственный официальный выбор императора. из «Нового Рима». Новая столица имела прекрасную естественную гавань в заливе Золотой Рог и, располагаясь на границе между Европой и Азией, могла контролировать проход кораблей через Босфор из Эгейского в Черное море, связывая прибыльную торговлю между западом и востоком. Через вход в Золотой Рог протянулась огромная цепь, а строительство массивных Феодосиевых стен между 410 и 413 годами означало, что город был в состоянии противостоять раз за разом согласованным атакам как с моря, так и с суши. На протяжении веков, по мере того как добавлялись все более впечатляющие здания, космополитический город стал одним из лучших в любую эпоху и, безусловно, самым богатым, самым роскошным и самым важным христианским городом в мире.
Карта византийского Константинополя
Cplakidas (CC BY-SA)
Византийские императоры
Византийский император или basileus (или реже basilissa для императрицы) проживал в великолепном Большом Константинопольском дворце и правил как абсолютный монарх огромной империей. Таким образом, basileus нуждался в помощи опытного правительства и широко распространенной и эффективной бюрократии. Несмотря на то, что император был абсолютным правителем, его правительство, народ и церковь ожидали, что он будет править мудро и справедливо. Что еще более важно, император должен был иметь военный успех, поскольку армия оставалась самым могущественным институтом в Византии в реальном выражении. Полководцы в Константинополе и провинциях могли — и действительно — сместили императора, который не смог защитить границы империи или принес экономическую катастрофу. Тем не менее, при нормальном ходе событий император был главнокомандующим армией, главой церкви и правительства, он распоряжался государственными финансами и назначал или увольнял дворян по своему желанию; немногие правители до или после когда-либо обладали такой властью.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Благодаря тщательно организованной преемственности династий, ритуалов, костюмов и имен институт византийского императора смог просуществовать 12 столетий.
Изображение императора появилось на византийских монетах, которые также использовались для обозначения избранного преемника, часто старшего сына, но не всегда, поскольку не было установленных правил наследования. Считалось, что императоры были избраны Богом для управления, но великолепная корона и одежды тирского пурпура еще больше укрепили право на власть. Еще одна маркетинговая стратегия заключалась в том, чтобы скопировать имена прославленных предшественников, особенно Константина. Даже узурпаторы, как правило, обладающие властью и успехом военные, очень часто стремились узаконить свое положение, женившись на члене семьи своих предшественников. Таким образом, благодаря тщательно организованной преемственности династий, ритуалов, костюмов и имен институт императора смог продержаться 12 столетий.
Византийское правительство
Византийское правительство следовало образцам, установленным в имперском Риме. Император был всемогущ, но все еще ожидалось, что он будет консультироваться с такими важными органами, как Сенат. Сенат в Константинополе, в отличие от Рима, состоял из людей, прошедших военную службу, поэтому сенаторского сословия как такового не существовало. Без выборов византийские сенаторы, министры и местные советники в основном получали свое положение благодаря имперскому покровительству или благодаря своему статусу крупных землевладельцев.
Юстиниан I
При поддержке греческого банкира Юлиуса Аргентария (CC BY-NC-SA)
Элитные сенаторы составляли небольшой sacrum консисторий , с которым император теоретически должен был консультироваться по вопросам государственной важности. Кроме того, император мог консультироваться с членами своего личного окружения при дворе. Также при дворе находились камергеры-евнухи ( cubeularii ), которые выполняли различные личные обязанности императора, но также могли контролировать доступ к нему. Евнухи сами занимали ответственные должности, главным из которых был держатель императорского кошелька, сакеллариос, , чьи силы значительно возрастут с 7 века. Среди других важных правительственных чиновников были квестор или главный юрист; приходит sacrarum largitionum , которые контролировали государственный монетный двор; magister officiorum , который занимался общим управлением дворцом, армией и ее припасами, а также иностранными делами; и группа имперских инспекторов, которые следили за делами в местных советах по всей империи.
Однако высшим должностным лицом Византии был префект преторианцев Востока, которому были подотчетны все региональные губернаторы империи. Губернаторы регионов контролировали отдельные городские советы или curae . Местные советники отвечали за все общественные услуги и сбор налогов в своем городе и прилегающих к нему землях. Эти советы были географически организованы примерно в 100 провинций, которые в свою очередь были объединены в 12 епархий, по три в каждой из четырех префектур империи. С 7 века областные правители епархий, или фемы , как они стали называться после перестройки, по сути дела, стали провинциальными военачальниками ( strategoi ), непосредственно подчинявшимися самому императору, а преторианские префекты были упразднены. После 8 века управление империей из-за возросшей военной угрозы со стороны соседей и внутренних гражданских войн стало намного проще, чем раньше.
Корпус гражданского права
Византийскому правительству большую помощь оказало создание Кодекса Юстиниана или Corpus Juris Civilis (Свод гражданского права) Юстиниана I. В корпусе, составленном группой экспертов-правоведов, собраны, отредактированы и пересмотрены огромный свод римских законов, который накапливался на протяжении веков — огромное количество императорских указов, юридических заключений и списков преступлений и наказаний. Кодекс, состоящий из более чем миллиона слов, будет действовать в течение 900 лет, сделает законы более понятными для всех, уменьшит количество дел, без необходимости рассматриваемых в судах, ускорит судебный процесс и впоследствии повлияет на большинство правовых систем западных демократий.
Византийское общество
Византийцы придавали большое значение фамилии, унаследованному богатству и респектабельному происхождению человека. Этими тремя вещами обладали люди на высших уровнях общества. Богатство происходило от владения землей или управления землей под юрисдикцией отдельного администратора. Однако аристократии крови как таковой в византийском обществе не было, и и меценатство, и образование были средством для подъема по социальной лестнице. Кроме того, раздача милостей, земель и титулов императорами, а также беспорядочное понижение в должности и опасности иностранных вторжений и войн — все это означало, что отдельные компоненты дворянства не были статичными, а семьи возникали и распадались на протяжении веков. Ранг был виден всем членам общества по титулам, печатям, знакам отличия, особой одежде и личным украшениям.
Диптих из византийской слоновой кости
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Большинство представителей низших классов последовали бы профессии своих родителей, но наследство, накопление богатства и отсутствие какого-либо формального запрета для одного класса переходить в другой, по крайней мере, давало человеку небольшую возможность улучшить свое положение. положение в обществе. Были рабочие с лучшими работами, например, те, кто занимался юридическими вопросами, администрацией и торговлей (не очень уважаемый способ зарабатывать на жизнь для византийцев). На следующей ступени ниже были ремесленники, затем фермеры, владевшие собственными небольшими участками земли, затем самая многочисленная группа — те, кто обрабатывал чужую землю, и, наконец, рабы, которые обычно были военнопленными, но далеко не так многочисленны, как свободные рабочие. .
Роль византийских женщин, как и мужчин, зависела от их социального положения. Ожидалось, что аристократки будут вести домашнее хозяйство и заботиться о детях. Хотя они могли владеть собственностью, они не могли занимать государственные должности и проводили свободное время за ткачеством, покупками, посещением церкви или чтением (хотя у них не было формального образования). Вдовы становились опекунами своих детей и могли наследовать наравне со своими братьями. Многие женщины работали, как и мужчины, в сельском хозяйстве, различных отраслях обрабатывающей промышленности и в сфере общественного питания. Женщины могли владеть своей землей и бизнесом, а некоторые улучшили свое социальное положение благодаря браку. Наименее уважаемыми профессиями были, как и везде, проститутки и актрисы.
Территории Византийской империи
Географическая протяженность Византийской империи менялась на протяжении столетий по мере того, как менялись военные успехи и неудачи отдельных императоров. Территории, которыми владели в начале истории империи, включали Египет, Сирию, Иорданию, Ливан и Палестину. Греция была менее важна с практической точки зрения, чем как символ взгляда византийцев на себя как на истинных наследников греко-римской культуры. Италию и Сицилию пришлось защищать, в конечном итоге безуспешно, от амбиций пап и норманнов. Балканы до реки Дунай были важны повсюду, а Малая Азия вплоть до побережья Черного моря на севере и Армения на востоке была основным источником богатства, но оба эти региона требовали регулярной и энергичной защиты от различных вечных врагов.
Поскольку политическая карта постоянно перекраивалась с ростом и падением соседних империй, примечательными событиями были успешная защита империи Анастасием I (491–518) как от персов, так и от булгар. Юстиниан I с помощью своего одаренного полководца Велизария (ок. 500–565) отвоевал территории в Северной Африке, Испании и Италии, утраченные западными императорами. Лангобарды в Италии и славяне на Балканах вторглись в Империю во второй половине 6-го века, ситуация в конечном итоге изменилась при Ираклии (годы правления 610-641), фактически положив конец Персидской Сасанидской империи своей победой. в Ниневии в 627 г.
Византийская империя, c.520 – 1204
Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)
Исламские завоевания 7-го и 8-го века лишили Империю ее территорий в Леванте (включая Иерусалим в 637 г.), Северной Африке и восточной части Малой Азии. По крайней мере, империя стояла твердым оплотом против арабской экспансии в Европу, а Константинополь дважды выдерживал решительные арабские осады (674–678 и 717–18). Однако Византийская империя была потрясена до основания. Потом в 920-го века булгары совершали значительные набеги на северные районы Империи. Возрождение византийских состояний произошло с македонской династией (867-1057) (неуместно названной). Основатель династии Василий I (годы правления 867–886) отвоевал южную Италию, расправился с беспокойными критскими пиратами и одержал победы над арабами на Кипре, в материковой Греции и в Далмации. Уже следующий император, Лев VI (годы правления 886–912), потерял большую часть завоеваний, но в середине 10 века одержал победы в контролируемой мусульманами Месопотамии.
Василий II (годы правления 976–1025), известный как «Болгароубийца» за свои победы на Балканах, стал свидетелем еще одного поразительного подъема византийского состояния. Василий, которому помогала армия свирепых воинов-викингов из Киева, также одержал победы в Греции, Армении, Грузии и Сирии, удвоив размер Империи. Это было, однако, последнее великое ура, поскольку наступил постепенный упадок. После шокирующего поражения от сельджуков в битве при Манцикерте в Армении в 1071 году, при Алексиосе I Комнине (годы правления 1081-1118) произошло краткое возрождение с победами над норманны в Далмации, печенеги во Фракии и сельджуки в Палестине и Сирии (с помощью первых крестоносцев), но, казалось, было слишком много врагов в слишком многих регионах, чтобы византийцы могли процветать бесконечно.
В 12-м и 13-м веках султанат Рум захватил половину Малой Азии, а затем произошла катастрофа, когда армии Четвертого крестового похода разграбили Константинополь в 1204 году. Разделенная между Венецией и ее союзниками, Империя существовала только в изгнании до восстановления в 1261 году. К 14 веку Империя состояла из небольшой территории на оконечности южной Греции и участка территории вокруг столицы. Последний удар был нанесен, как уже упоминалось, османским разграблением Константинополя в 1453 г.
Византийская церковь
Язычество продолжало практиковаться на протяжении столетий после основания Византии, но именно христианство стало определяющей чертой византийской культуры, глубоко повлияв на ее политику, международные отношения, искусство и архитектуру. Церковь возглавлял патриарх или епископ Константинопольский, назначаемый или смещаемый императором. Местные епископы, которые руководили крупными городами и прилегающими к ним территориями и представляли как церковь, так и императора, обладали значительным богатством и властью в своих местных общинах. Таким образом, христианство стало важным общим знаменателем, который помог объединить различные культуры в единую империю, в которую входили греки-христиане, армяне, славяне, грузины и многие другие меньшинства, а также представители других религий, такие как евреи и мусульмане, которым было разрешено свободно исповедовать свою религию.
Икона Василия Блаженного
Неизвестный художник (общественное достояние)
Различия в восточной и западной церкви были одной из причин того, что Византийская империя получила такое плохое представление в западных средневековых историях. Часто византийцев изображали упадническими и изменчивыми, их культура застойной, а их религия опасной ересью. Церкви востока и запада расходились во мнениях относительно того, кто должен иметь приоритет, Папа или Константинопольский Патриарх. Также оспаривались доктринальные вопросы, например, имел ли Иисус Христос одну человеческую и одну божественную природу вместе или только божественную природу. Церковное безбрачие, употребление квасного или опресночного хлеба, язык богослужения и использование образов были точками разногласий, которые, с добавлением топлива политических и территориальных амбиций в изменчивую смесь эмоций, привели к церковному расколу. из 1054.
В Византийской церкви также были свои внутренние споры, наиболее печально известные иконоборчество или «уничтожение образов» 726–787 и 814–843 годов. Папы и многие византийцы поддерживали использование икон — изображений святых фигур, но особенно Иисуса Христа. Противники икон считали, что они стали идолами, и было кощунством думать, что Бог может быть представлен в искусстве. Этот вопрос также возродил споры о том, имел ли Христос две природы или одну, и поэтому икона представляла только человека. Защитники икон говорили, что они были всего лишь впечатлением художника и помогали неграмотным лучше понять божественное. Во время волны иконоборчества было уничтожено много ценных произведений искусства, особенно во время правления Льва III (годы правления 717-741) и его преемника Константина V (годы правления 741-775), когда преследовались даже люди, почитавшие иконы (иконофилы). Вопрос был решен в пользу икон в 843 г., когда произошло событие, известное как «Торжество Православия»9.0005
Монашество было характерной чертой византийской религиозной жизни. Мужчины и женщины уходили в монастыри, где посвящали свою жизнь Христу и помощи бедным и больным. Там они жили простой жизнью по правилам, изложенным такими важными церковными деятелями, как Василий Великий (ок. 330 – ок. 379). Многие монахи были также учеными, наиболее известным из которых был святой Кирилл (ум. 867), изобретший глаголицу. Заметной женщиной, которая хорошо использовала свое время уединения, была Анна Комнина (1083–1153), написавшая свои Алексиада о жизни и правлении ее отца Алексиоса I Комнина (годы правления 1081-1118). Таким образом, монастыри стали бесценными хранилищами текстов и знаний, а их винодельческие и иконные мастерские также высоко ценились. Одним из самых известных монастырских мест является гора Афон недалеко от Фессалоники, где монахи обосновались с 9 века, в конечном итоге построив там 46 монастырей, многие из которых сохранились до наших дней.
Византийская обложка книги с иконой
Метрополитен-музей (авторское право)
Византийское искусство
Византийские художники отошли от натурализма классической традиции в сторону более абстрактного и универсального, отдав предпочтение двухмерным изображениям. Редкость подписей на произведениях искусства, созданных до 13 века, говорит о том, что художники не пользовались высоким социальным статусом. Произведения, пропагандирующие религиозное послание — в основном потребность в спасении и укреплении веры — производились в огромных количествах, и главными среди них были настенные мозаики, настенные росписи и иконы. Хотя иконы могли быть изготовлены практически из любого материала, наиболее популярными были небольшие расписные деревянные панели. Предназначенные для ношения или подвешивания на стенах, они были сделаны с использованием техники энкаустики, при которой цветные пигменты смешивались с воском и вжигались в дерево в качестве инкрустации. С целью облегчения общения между зрителем и божественным отдельные фигуры обычно полностью фронтальные с нимбом или ореолом вокруг них, чтобы подчеркнуть их святость.
Византийские мозаики, которые сегодня лучше всего видны в соборе Святой Софии в Стамбуле или в церкви Сан-Витале в Равенне, изображали святых, императоров и императриц, церковных чиновников и сцены повседневной жизни, особенно в сельском хозяйстве. Крупномасштабная скульптура, кажется, была менее популярна, чем в более ранней античности, но скульптурные мраморные саркофаги производились в большом количестве. Наконец, изделия из металла, особенно с использованием эмали и полудрагоценных камней-кабошонов, были византийской специальностью, и ремесленники производили множество высококачественных и затейливых тарелок, чашек, всевозможных украшений, книжных обложек (особенно для Библии) и реликвариев. (ящики для хранения святых мощей).
Византийская архитектура
Византийские архитекторы продолжали использовать классические ордера в своих зданиях и черпали идеи из Ближнего Востока, среди прочего. Дизайн стал более эклектичным, чем в древности, особенно с учетом распространенной привычки повторно использовать материалы старых зданий для новых построек. Также был определенный акцент на функции, а не на форме, и большее внимание уделялось интерьерам, а не экстерьеру зданий. Продолжая строить такие типично римские сооружения, как арочные акведуки, амфитеатры, ипподромы, бани и виллы, византийцы добавили в репертуар свои купольные церкви, обнесенные стенами монастыри и более сложные крепостные стены.
Интерьер собора Святой Софии
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Излюбленными строительными материалами были большие кирпичи с раствором и бетоном для скрытого ядра стен. Каменные блоки из тесаного камня использовались в более престижных общественных зданиях, в то время как мрамор, который использовался более экономно, чем в более ранние римские времена, обычно использовался для колонн, дверных и оконных рам и других декоративных элементов. Крыши были деревянными, а внутренние стены часто покрывались штукатуркой, лепниной, тонкими мраморными плитами, картинами и мозаикой.
Самым большим, важным и до сих пор самым известным византийским сооружением является Константинопольский собор Святой Софии, посвященный святой мудрости ( hagia sophia ) Бога. Построенный заново в 532-537 годах, его основная прямоугольная форма имеет размеры 74,6 х 69,7 метра (245 х 229 футов), а его огромный куполообразный потолок возвышается на 55 метров над полом, а его диаметр составляет 31,8 метра. Купол, опирающийся на четыре массивные арки с четырьмя поддерживающими подвесками, был впечатляющим архитектурным достижением того времени. Собор Святой Софии оставался самой большой церковью в мире до 16 века и был одним из самых украшенных великолепными сверкающими мозаиками и настенными росписями.
христианских церкви в целом были одним из величайших вкладов византийцев в архитектуру, особенно использование купола. Наиболее распространенным стал крестово-купольный план с куполом, построенным над четырьмя поддерживающими арками. Квадратное основание здания затем разветвлялось на ниши, которые сами могли иметь полукупольный или полнокупольный потолок. Еще одна общая черта – центральная апсида с двумя боковыми апсидами в восточной части церкви. Со временем центральный купол поднимался все выше на многоугольном барабане, который в некоторых церквях настолько высок, что имеет вид башни. Многие церкви, особенно базилики, имели рядом с собой баптистерий (обычно восьмиугольный), а иногда и мавзолей для основателя церкви и его потомков. Такие византийские черты дизайна в дальнейшем повлияли на православную христианскую архитектуру, и поэтому их до сих пор можно увидеть в церквях по всему миру.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Чтение: Средневековье и Византия
Темные века?
Многое из того, что средний человек знает или думает, что знает о Средневековье, взято из кино и телевидения. Когда я опросил группу хорошо образованных друзей на Facebook, они сказали мне, что слово «средневековый» вызывает в памяти Монти Пайтон и Святой Грааль 9.0186 , Блэкэддер , Меч в камне , похотливые девки, пир, куртуазная любовь, чума, рыцарские поединки и кольчуга.
Возможно, кто-то, кто видел (или еще лучше читал) Имя Розы или Столпы Земли , добавит соборы, рукописи, монастыри, феодализм, монахов и монахов.
Петрарка, итальянский поэт и ученый четырнадцатого века, как известно, называл период времени между падением Римской империи (около 476 г. ) и своим временем (около 1330-х гг.) Темными веками.
Матфей из Линдисфарнского Евангелия, сделанного на острове Линдисфарн у побережья Англии, конец седьмого или начало восьмого века
Петрарка считал, что Средневековье было периодом интеллектуальной тьмы из-за утраты классического знания, который он видел как свет. Более поздние историки подхватили эту идею, и в конечном итоге термин Темные века был преобразован в Средневековье. В широком смысле Средневековье — это период времени в Европе между концом античности в пятом веке и эпохой Возрождения, или возрождением классической науки, в пятнадцатом и шестнадцатом веках.
Характеристика Средневековья как периода мрака, находящегося между двумя большими, более интеллектуально значимыми периодами в истории, вводит в заблуждение. Средневековье было не временем невежества и отсталости, а периодом расцвета христианства в Европе. Христианство и особенно католицизм на латинском Западе принесли с собой новые взгляды на жизнь и мир, отвергшие традиции и знания древнего мира.
Карта средневековой Европы в формате 1190
В конце концов, не так уж и темно
За это время Римская империя медленно распалась на множество более мелких политических образований. Географические границы современных европейских стран были установлены в средние века. Это был период, ознаменовавший формирование и подъем университетов, установление верховенства закона, многочисленные периоды церковной реформы и зарождение индустрии туризма. Многие произведения средневековой литературы, такие как «Кентерберийские рассказы», «Божественная комедия» и «Песнь о Роланде», сегодня широко читаются и изучаются.
В Средние века процветало изобразительное искусство, создавшее собственные эстетические ценности. Самые богатые и влиятельные члены общества заказывали у художников соборы, церкви, скульптуру, живопись, ткани, рукописи, украшения и ритуальные предметы. Многие из этих заказов носили религиозный характер, но средневековые художники также создавали светское искусство. Немногие имена художников сохранились, и меньше документов фиксируют их деловые отношения, но они оставили после себя впечатляющее наследие искусства и культуры.
Византийская империя в 1025 году
Византия
Апа Авраам, ок. 590-600, акварель на панели, египетский (Музей Боде, Берлин)
Когда я опросил ту же группу друзей о слове «византийский», многие затруднились найти ответы. Среди лучших были песня «Стамбул (не Константинополь)» в исполнении They Might Be Giants, крестовые походы, слишком сложные вещи (например, налоговый кодекс или медицинские счета), собор Святой Софии, поэт Йейтс, мозаики, монахи и иконки. В отличие от Западной Европы в средние века, Византийская империя не романтизируется на телевидении и в кино. На средневековом Западе Римская империя была раздроблена, но на византийском Востоке она оставалась сильным политическим образованием, сосредоточенным в центре. Византийские императоры правили из Константинополя, который они считали Новым Римом.