Итальянское барокко в архитектуре: Архитектура барокко в Италии

Искусство барокко в Италии 17 век

В XVII веке Италия не являлась уже той передовой страной, какой она была в эпоху Возрождения. Страна оказалась раздроблена на мелкие княжества, охваченные постоянными междоусобицами, захваченные иноземным господством. Оставшись в результате великих географических открытий в стороне от основных экономических центров, Италия в XVII веке переживает глубокий кризис. Однако уровень, ее можно сказать градус, художественной жизни, напряженной духовной работы нации, тонус культуры далеко не всегда зависят от уровня экономического и политического развития. Часто каким-то необъяснимым образом в жестоких, самых непригодных условиях, на самой каменистой, неблагоприятной почве расцветает прекрасный цветок высокой культуры и потрясающего по высоте искусства. Так получилось и в Италии в конце XVI – начале XVII столетия, когда Рим, опираясь на многовековую культурную традицию, на 30–40 лет раньше других европейских стран отреагировал на изменения исторической эпохи, на новые проблемы, которая новая эпоха поставила перед европейской культурой.

На короткий период времени Италия возрождает свое влияние на художественную жизнь континента, именно здесь появляются первые произведения нового барочного стиля. Здесь формируется его характер и дух. Барокко в Италии стало логическим продолжением достижений искусства предшествующих эпох, например позднего творчества Микеланджело или итальянской архитектуры последней четверти XVI века. Принципы барочного искусства раньше всего формируются в архитектуре Рима, который был центром развития архитектурной мысли рубежа столетий и притягивал огромное количество мастеров из разных стран.

Образ церкви Иль-Джезу оказался настолько актуальным, близким духу эпохи, и отражающим новые черты мировоззрения, что он стал прототипом для многих католических церквей Италии, а также и всей Европы.

Церковь Иль-Джезу

Примером может служить церковь в Санта-Сусанна, построенная на самом рубеже столетий архитектором Карлом Модерной.

Её фасад несколько более компактный чем в Иль-Джезу, все формы и детали объединены общим устремленным вверх ритмом, который не прерывается разделяющим ярусы антаблементом. Наоборот, фронтом первого этажа словно повторяется в энергичном взлете главного фронтона. Ритм, начинающийся у подножия колон первого яруса, активно подхватывается ритмом пилястров второго этажа. Это объединение всего фасада в едином энергичном ритме подчеркивается повторением элементов ордера в различном масштабе, а также двумя волютами ставшими знаковыми деталями эпохи. Богатство фасада усиливается благодаря активной пластике коринфских капителей, расцветающих пышными листьями аканфы и цветами. Благодаря объемным картушам и рельефам, а также благодаря статуями размещенным в нишах фасада пластика его усиливается.

                                                  Санта-Сусанна

Все эти детали, их сложное динамическое взаимодействие, напряжение поверхностей и контрасты светотени усиливают декоративную выразительность фасада. Стена превращается в единую архитектурную массу наделенную пластичностью и динамикой, и словно подчиненную законам органического бытия. Мы не случайно сейчас так подробно останавливаемся на анализе архитектуры этих памятников барочного зодчества. В них уже во всей полноте выкристаллизуются характерные черты, детали, которые будут развиваться в европейской архитектуре XVIIстолетия, проявляясь в большей или меньшей степени в разных национальных школах. Ключевым памятником этой эпохи с одной стороны подводящим итоги предшествующего развития, а с другой стороны открывающим начало нового постренессансного этапа является церковь Иль-Джезу, построенная по проекту Виньолы в 1568 г. Сама яркая часть церкви – фасад был завершен через 10 лет по проекту архитектора Джакома делла Порта (Рис. 1). Базиликальный план церкви несколько изменен в соответствии с нуждами и потребностями католического богослужения. Центральный неф с господствующим над ним полукупольным пространством и акцентированной алтарной частью обрамлен по сторонам небольшими капеллами, в которые превращены боковые нефы.

Подобные членения внутреннего пространства никак не отражается на экстерьере храма, на организации его фасада, на котором сосредоточены все средства архитектурного оформления и декора. Два яруса фасада объединены огромными волютами, одними из излюбленных элементов архитектуры барокко. Ордер на фасаде не является отражением внутреннего членения интерьера. Он скорее просто ритмически организует стену – насыщается ее ритмами и внутренней энергией. Эту сдержанную насыщенную энергию придает и полукруглый фронтон над центральным порталом, напоминающий своим очертаниями изогнутый, приготовившийся к выстрелу, к распрямлению, лук, также полукружья в обрамлении окон.

Характерную рассмотренную нами храмом пластику, активность, динамичность фасада мы увидим в еще более выраженном варианте в других произведениях итальянской барочной храмовой архитектуры XVII века, например в церкви Сант-Иньяцио, построенной в середине XVII века архитектором Аллегради, в церкви Сант-Аньезе середины века и церкви Санта Мария ин Компителли архитекторов Карло Райнальди и Борромини. Особенно хотелось бы отметить пространственную активность барочной архитектуры и её связь с окружающим пространством площади, улицы, города. 

                                                                                                Сант-Иньяцио

                                                                                                Сант-Аньезе

                                                                                    Санта Мария ин Компителли 

Кроме выразительности пластики самого фасада большую роль в общении здания с окружающей средой играет лестница, как например лестница восточного фасада церкви Санта Мария Маджоре, построенного в 1673 г. уже упоминавшимся нами архитектором Карло Райнальди. Эта знаменитая лестница, тремя уступами поднимающаяся к стенам храма, словно продолжает полукруглый выступ восточной апсиды вовне, соединяет здание с окружающим ее пространством.

                                   


                                                                                             Санта Мария Маджоре

Подробные полукруглые, изогнутые, упругие формы были любимы барочной архитектурой, близки её активно транслирующему себя вовне ритму, как например, в церкви Санта-Мария-делла-Паче, середины XVII века архитектора Пьетро де Кортона, где нижний ярус фасада упругой дугой выгибается во внешнее пространство улицы, портик приобретает полукруглые в плане очертания.

                                      

                                                                                     Санта Мария де ла Паче.

Эта энергичная дуга повторяется и в большом центральном окне второго этажа, и в полукруглом фронтоне, вписанном во фронтон треугольный венчающий здание. Еще одной знаменитой лестницей в архитектуре барокко является королевская лестница или так называемая «скала реджиа» построенная Лоренцо Бернини в 1663–1666 г., она соединяет собор св. Петра и ватиканский дворец. В этом сооружении Бернини прибегает к перспективному трюку, к игре в целом характерной барочной архитектуре. По мере удаления от нижней площадки лестница сужается, а колонны, размещенные на ее ступенях, сближаются и уменьшаются по высоте. Различную высоту получили и сами ступени. Все это создает особый эффект. Лестница кажется гораздо выше, чем она есть на самом деле.

Она создает впечатление огромного масштаба и большой протяженности, что в свою очередь, делает особенно эффектным выход папы, его появление в соборе во время богослужения.


Застроенный в форме в своем самом предельном выражении барочные принципы воплотились в работах архитектора Франческо Борромини. В произведениях этого мастера экспрессия форм достигает своей максимальной силы, а пластика стены приобретает почти скульптурную активность. Прекрасной иллюстрацией этих слов может быть фасад церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме, построенный в 1634–1667 гг. Этот храм расположен на углу двух улиц сходящихся к площади четырех фонтанов, и при этом Борромини главный фасад церкви выносит не на площадь, а поворачивает его на одну из узких улочек.

                                              


                                                                                Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане

Этот прием создает очень интересную точку зрения на церковь, по диагонали, сбоку, с усиленной игрой светотени. Кроме того, такое расположение фасада по отношению к внутреннему пространству здания совершенно запутывает зрителя. Экстерьер ничего не говорит об интерьере, он существует как бы сам по себе, независимо от организации внутреннего пространства. Это является значительным изменением в архитектуреXVII века. В отличие от архитектуры эпохи Возрождения, где конструкция здания всегда ясно и четко читалась. Конструктивную роль в барочной архитектуре перестает играть и ордер. Он становится только декоративной деталью, служащей выразительности архитектурного облика здания. Это ясно видно на примере фасада церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане, где ордер теряет логику архитектоники. И в первом и во втором ярусе фасада мы видим круглые колонны, вместо традиционных пилястров во втором этаже. В этом фасаде мы фактически не видим стены, она вся заполнена различными декоративными элементами. Стена растворяется, словно вся играет волнами, то выступая круглыми колоннами-выступами, то изгибаясь, словно углубляясь вовнутрь полукруглыми, прямоугольными нишами-окнами. Антаблементы изгибаются то внутрь, то наружу, членения не получают завершения, антаблемент второго этажа разорван в центре, куда помещен овальный картуш, который поддерживают два летящих ангела.

Усложненная динамика фасадов и напряженная пластика экстерьеров церквей Борромини получает продолжение в интерьерах его храмов, например в церкви Сант-Иво 1642–1660 гг. В плане представляющая собой прямоугольник, где между треугольными выступами стен чередуются различные по форме ниши. Кажется, что интерьер лишен внутренней логики, он не симметричен, порывист и устремлен вверх, где его венчает сложный по форме звездчатый купол.
                                                                  

                                     

                                                                                                                     Сант-Иво

Купола барочных церквей обычно имели сложную архитектурно-декоративную проработку, сочетая в себе разнообразные по форме и размерам кессоны, скульптурную отделку, что усиливало впечатление движения и взлета форм. Такой синтез искусств, свойственный барокко, где архитектура, скульптура и живопись служат единой цели выразительности произведения, мы увидим в лучших произведениях барочного зодчества. Замечательные памятники светской архитектуры – палаццо, дворцы знати, городские и загородные резиденции, виллы были созданы в Италии архитекторами барокко.


Пожалуй самым ярким примером подобного сооружения может быть палаццо Барберини в Риме 1625–1663 гг., в строительстве которого принимали участие лучшие архитекторы Италии XVII столетия Карло Модерно, Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Пьетро де Кортона. Внешняя и внутренняя планировка дворца по барочному пространственны. Со стороны улицы выдвинутые крылья образуют парадный двор перед главным фасадом палаццо, который решен в лучших сдержанных традициях барочной архитектуры. В интерьере благодаря анфиладному построению пространства, оно открывается перед зрителем постепенно, словно торжественные сцены в театральном представлении.Барокко наследует у предшествующих эпох типологию загородной виллы, резиденции знати, которая превращается в цельный барочный ансамбль с террасным парком на склоне холма связанный лестницами и пандусами. Любимая барокко динамика выражается и в частом использовании в ансамблях текучих поверхностей воды – каскадов, водоемов, гротов, фонтанов, в сочетании со скульптурными малыми архитектурными формами, с естественной и стриженой зеленью. Например это вилла Альдобрандини во Фоскатти, архитекторов Джакома дела Порта и Карло Модерно. 

                                                                  Вилла Альдобрандини

                                      

                                                                                                            Вилла Боргезе

Вилла Памфили созданная в середине XVII века зодчим Алегарди, и вилла Боргезе возведенная в первой половине XVII века архитектором Вазанцио Фрими. Такой ансамблевый характер барочной архитектуры оказался очень востребованным и необходимым в XVII веке, когда начинают перестраиваться средневековые города, когда возникают проекты перепланировки отдельных частей городских пространств. Так например по плану Доменико Фонтано главный въезд в Рим с севера был связан с наиболее значительными ансамблями города. От Пьяцаа дель Пополло радиально расходились три прямые улицы, а пространство площади объединялось двумя одинаковыми симметрично поставленными на углах купольными церквями архитектора Райнальди, а также обелисками и фонтанами. Впервые появившаяся в Италии подробная трехлучевая система планировки города станет популярной в Европе XVII–XVIIIвеков. Мы можем видеть её воплощение даже в планировке Петербурга.

Лучшим архитектурным ансамблем Италии XVII века не случайно признается площадь свято Петра в Риме , спроектированная Лоренцо Бернини в 1657–1663 гг.

                        

                                        

                                                                                                               Площадь св. Петра

В этом проекте архитектор решал сразу несколько задач. Во-первых, это создание торжественного подхода к собору – главному храму католического мира, а также оформление пространства перед ним, предназначавшегося для религиозных церемоний и торжеств. Во-вторых, это достижение впечатления композиционного единства собора, здания строившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами разных стилей. И Бернини блестяще справляется с обеими задачами. От фасада, построенного в начале XVIIвека архитектором Карло Модерной, отходят две галереи затем переходящие в колоннаду, которая по выражению Бернини «словно раскрытые объятия обхватывает площадь». Колоннада становится словно продолжением фасада Модерны разрабатывая его мотивы. В центре огромной площади стоит обелиск, а фонтаны по сторонам от неё фиксируют её поперечную ось. При движении через площадь зритель воспринимает собор как сменяющуюся череду видов и ракурсов в сложном движении и развитии впечатлений. Фасад же вырастает перед зрителем в момент непосредственного приближения к нему, когда он оказывается перед трапециевидной площадью перед самим фасадом собора. Таким образом ошеломляющая грандиозность собора подготавливается постепенным нарастанием динамики движения при движении через площадь.


Позднебарочная архитектура в Италии не дала подобных памятников равноценных произведениям раннего и зрелого барокко по своему художественному качеству и высоте стиля. Архитекторы последней трети XVII века начала XVIII варьируют во множестве вариантов приемы барочного зодчества, часто утрируя формы, перегружая, чрезмерно усложняя пластику и ритмы. Одним из лучших образцов позднее барочной архитектуры является творчество архитектора Гварино Гварини, работавшего главным образом на севере Италии. Церковь Сан-Лоренцо в Турине, которая поражает вычурностью и избыточностью своих форм является одним из типичнейших его произведений.

                                                        

                                                                                  

                                                                                                      Сант Лоренцо в Турине.

Архитектура барокко в Италии создала потрясающие произведения оказавшие огромное влияние на всю европейскую культуру XVII века.

Архитектура барокко в искусстве XVII – первой половины XVIII века

Мы уже говорили, что новый стиль берет свое начало в Италии. Страна ренессанса породила барокко. Рациональное начало архитектуры Возрождения уступило место началу иррациональному, статичность и спокойствие – динамике, напряжению.

Стиль барокко в архитектуре характеризуется мощным пространственным размахом, сложностью текучих форм и криволинейностью планов, связью с окружающим пространством и различными видами искусства. Иногда декоративное, живописное начало преобладает над конструктивно-практическим.

Синтез искусств в архитектуре нам уже знаком. Но в барокко он приобретает новые формы. Скульптура и живопись создают впечатление декоративной насыщенности, пышности и великолепия. Они переплетаются между собой, заслоняют и деформируют архитектурные формы, чего не было раньше.

Архитекторы барокко не отказались от ордеров, но использовали их произвольно как элемент декора. Колонны, пилястры, карнизы, фронтоны как бы вырастают из поверхности стены и незаметно переходят и превращаются друг в друга.

Италия

Барокко в Италии проходит 3 этапа: раннее барокко – с 1580 до конца 1620-х гг., зрелое барокко – до кон. 17 в. и позднее

  • 1-я пол. 18 в. Мы остановимся на основных достижениях зрелого барокко.

Высокое, или зрелое, барокко связано с творчеством ряда крупнейших мастеров. В Риме работали Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Карло Райнальди, в Венеции – Бальдассаре Лонгена, в Турине – Гварино Гварини, в Генуе – Бартоломео Баччо ди Бьянко.

Барокко достигает наибольшего напряжения и экспрессии в культовых, церковных постройках. Они были необычайно пышными, так как этим католическая церковь хотела вернуть свое пошатнувшееся могущество в период реформации. Это великолепные сооружения в разных городах Италии: восточный фасад церкви Санта Мария Маджоре в Риме, 1673, К. Райнальди; церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме Дж. Л. Бернини; Церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме, 1634-1667, церковь Сант Иво алла Сапиенца в Риме, 1642-1660, Ф. Борромини; церковь Сан Лоренцо в Турине, 1668-1687, Г. Гварини; церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции, 1631-1681, Б. Лонгена и многие другие.

Строили и многочисленные дворцы и виллы: палаццо Барберини в Риме, 1625-1663, К. Мадерна, Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини; палаццо Пезаро в Венеции, 1676-1710, Б. Гонгена; палаццо Кариньяно в Турине, 1679-1683, Г. Гварини; вилла Альдобрандини во Фраскати близ Рима, 1598-1603, Дж. делла Порта, К. Мадерна и др. Загородные виллы строили с использованием ландшафтной садово-парковой архитектуры.

Центральной фигурой зрелого барокко является Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Он был не только архитектором, но и самым крупным скульптором 17 в. в Италии, а также живописцем. С 1629 г. после смерти Мадерны, продолжал постройку собора св. Петра, создавая его интерьер.

Самым значительным архитектурным произведением Бернини является площадь перед собором св. Петра (1656-1667) (ил.17). Архитектор создал практически две площади – большую (общая глубина – 280 м) эллипсообразную, обрамленную колоннами, и трапециевидную, примыкающую к собору. В центе площади установлен обелиск, фонтаны по сторонам от него определяют поперечную ось площади. Рамки огромной площади ограждались гигантской колоннадой (колонны находятся в 4 ряда и их высота составляет 19 м, наверху – балюстрада со статуями).

Площадь отгораживала собор от беспорядочных римских построек и создавала единый ансамбль. Площадь св. Петра – самый крупный ансамбль итальянского барокко.

Монументальная архитектура площади служила достойным фоном для церемонии съезда знати к тожественному богослужению, совершавшемуся в соборе. В 17-18 вв. такой съезд представлял собой чрезвычайно пышное зрелище.

Бернини принадлежат еще ряд архитектурных сооружений. Это парадная лестница Скала Санта (1663-66) в Ватикане, ведущая в покои папы, небольшая овальная церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653-58), окончание и расширение палаццо Киджи-Одескальки в Риме, начатое Мадерной, (1665) и др.

Не меньшее значение для итальянского барокко имеет творчество Франческо Борромини (1599-1667) – соперника Бернини. Борромини довел стиль барокко до максимальной напряженности. Его произведения отличаются особой сложностью и динамичностью форм. Назовем самые значительные.

Церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (у 4-х фонтанов) в Риме (1634-1667) (ил.18). На фасаде церкви можно видеть весь арсенал барочных форм – разорванные дугообразные карнизы, овальные катушки и прочие декоративные детали. Сама церковь имеет в плане сложную форму, напоминающую два колокола, сложенных вместе своими основаниями. Перекрытием служит купол. Как и во многих других зданиях этого времени, композиция церкви решена на контрасте внешних и внутренних архитектурных объемов.

Одной из самых значительных работ Борромини является римская церковь Сант Иво, включенная в здание университета, ( 1642-1660).

Архитектура Италии зрелого барокко оказала огромное влияние на европейское зодчество. Позднебарочная архитектура уже не создала ничего равноценного. Архитекторы последней трети 17 – нач. 18 вв. как бы утрируют приемы барочного зодчества – их решения отличаются крайней усложненностью, даже манерностью. Изукрашенность зданий становится иногда самоцелью.

Нидерланды

В других странах Европы мы можем говорить лишь об элементах барокко в архитектуре, которые чаще всего преобладали в интерьере церквей и дворцов. Так наиболее ярким образцом светского барокко является ансамбль дома Рубенса в Антверпене ( ок. 1610 – ок. 1617). Постройка восходит к итальянским барочным композициям: два здания, соединенные арочным портиком и садовый павильон. Но в изобильности и пышности декора присутствовал национальный вкус, особенно в интерьерах, напоминающих уютные нидерландские дома. В целом же городское строительство было традиционным: здания в несколько этажей строились один возле другого и стояли сплошными рядами вдоль улиц или по периметру площади. Но в 17 в. в угоду новому стилю фасады зданий стали украшаться статуями барельефами, орнаментом, ордерными элементами. Похожей была застройка и голландских городов. Но голландский город отличался морской направленностью. Каналы, плотины, дамбы, шлюзы – характерная примета голландского пейзажа. И вообще голландское зодчество 17 в. было тесно связано с практическими потребностями жизни. Здесь строились ратуши, госпитали, приюты для престарелых, рынки, биржи, склады, здания коммерческих компаний. В этих постройках, как правило, соединялась практическая целесообразность с архитектурной выразительностью. В середине 17 в. в архитектуре Голландии утвердились формы классицизма, заимствованные в Италии и Франции. Об этом разговор далее.

Испания

Стиль барокко нашел благоприятную почву в Испании. Испанская архитектура и ранее отличалась декоративностью форм. А его достижения связаны с именем архитектора Хосе Чурригера (1665-1725) и его учеников; отсюда название стиля чуррегереск. Ему удавалось сочетать барокко с мотивами готики и национальной архитектуры (план и строительство г. Нуэво-Бастан, 1709-1713).

Франция

Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с временами правления Людовика XIII (1-я треть 17 в.). Основными его представителями были зодчие Жак Лемерсье (ок. 1585-1654) и Франсуа Мансар (1598-1666).

Жак Лемерсье – королевский архитектор, продолжил строительство Лувра (“Павильон часов” и др.), начатое Леско 50 лет назад, начал строить дворец в Версале в виде небольшого охотничьего П-образного замка с Мраморным двором.

Франсуа Мансар строил усадебные дома на берегу Сены к северо-западу от Парижа (Дворец Мэзон).

Строительство Лувра и Версаля в содружестве с живописцем-декоратором Лебреном и архитектором-паркостроителем Ленотром продолжал Луи Лево (ок. 1612-1670). Он же строил другие парадные парковые ансамбли для французской знати (для министра Фуке замок Во ле Виконт).

Фасады дворцов и парки (водоемы, прямые аллеи, стриженная зелень, мраморные и бронзовые скульптуры грандиозного Версальского парка располагались по общей оси всего ансамбля), прилегающие к ним, подчинены строгим линиям, и лишь скульптура соответствует стилю барокко. Парадные интерьеры дворцов полностью подчинялись барокко. Классический экстерьер (внешний вид здания) и барочный интерьер – специфическая черта французской архитектуры этого времени.

Многие французские города тоже имели регулярную планировку.

Клод Перро в 1670-х гг. строил наружные фасады Лувра. В них уже четко читаются принципы классицизма.

А строительство Версаля заканчивал Жюль Андруэн Мансар. Он же построил собор Инвалидов в Париже – крупнейшее церковное сооружение столицы того времени, и самую большую площадь Парижа – Вандомскую.

Делая вывод о монументальной архитектуре Франции, ее можно определить как классицизирующее барокко.

Англия

Рациональная ясность в архитектуре Англии делает ее заметным явлением в Европе. Архитектор Иниго Джонс (1573-1652) изобретает прямоугольное кубообразное здание с покатой крышей и равномерно расположенными окнами на фасаде. Этот тип здания использовался для усадебных построек и многих городских постройках (Банкетиг-хаус в Лондоне для государственных приемов и придворных представлений, 1619-1622). Со 2-й половины 17 в. в английской архитектуре тоже наблюдается преобладание классических тенденций.

Интерьер и предметы внутреннего убранства.

Начнем с дворцов Италии. Парадные залы дворцов эпохи барокко пребывали в лепном и живописном убранстве потолков и стен. Потолки плоские или сводчатые украшались насыщенными яркими росписями (фресками). Мы помним, что монументальная декоративная живопись в Италии приобретает особое развитие. Плоскости стен оформлялись элементами ордеров, лепными гирляндами и волютами.

Полы настилались мраморными плитами. Эффектно оформлялись двери. Стены меньших комнат затягивались ткаными обоями, а также покрывались росписью.

Особое значение играли большие, доходившие до пола зеркала, расширяющие пространство.

Великолепие дворцовых интерьеров усиливалось мебелью. Столы, кресла, бюро-кабинеты, канделябры (светильники) получают предельно сложную и изощренную обработку. Ножки и подлокотники сплошь покрывала позолоченная резьба. Обивка была бархатной. Шести или восьмиугольные столешницы, покоившиеся на резных ножках (1 или 3), создавались из цветного мрамора в технике мозаики.

Появляются новые виды мебели – шкафы, бюро-кабинеты. Они вытесняют кассоны и лари. Стекло, каменная мозаика, позолоченная бронза – статуэтки, бюсты, сфинксы, медали, орнамент, украшали эту мебель.

Различные изделия из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями (кубки, чаши, бокалы), расставленные по залам дворцов, тоже создавали впечатление богатства и роскоши.

Примеру Италии последовали другие европейские страны. Во Франции тоже начинают строить дворцы с парками. Некоторые дворцовые помещения имеют форму овала. Но интерьер 1-й половины 17 в. во Франции более сдержан. Стены парадных залов облицовывались цветным мрамором, в жилых помещениях деревом, обтягивались тисненой кожей или шпалерами. и мебель была попроще. Лишь декоративная обивка из бархата и шелка, прибитая гвоздями с большими шляпками, была эффектной. Столы покрывались скатертями. Кровати были старого типа с балдахинами и занавесками.

Бюро-кабинеты, выполненные из черного дерева, украшенные резьбой и инкрустацией из других пород деревьев, тоже получили широкое распространение.

Но с наступлением времен Людовика XIV картина меняется. К этому времени начинает хорошо работать художественная промышленность и производить высокохудожественные предметы.

Интерьеры Людовика XIV приобретают чрезвычайно пышный и парадно-торжественный характер. Они служили фоном для церемоний и ритуалов придворной жизни того времени.

Художественным диктатором был придворный художник Шарль Лебрен. Он вводил в отделку помещений цветной мрамор, позолоченную бронзу, рельефы, плафонную живопись. Главную роль в убранстве помещений играли архитектурно-пластические рамы, которые обрамляли и украшали отдельные участки стен (залы Войны и Мира в Версальском дворце).

Дворцовая мебель стиля Людовика XIV тоже отличалась перенасыщенностью и богатством оформления резьбой и позолотой. В моду входит мебель “стиля буль” из черного дерева, декорированного бронзовыми рамками со вставками из панциря черепахи, перламутра и т. д. В отделке активно применялась позолоченная бронза, серебро, латунь, олово.

Кресла и стулья имеют S-образныае ножки, причудливой формы подлокотники. Сиденья и спинки обтягивались модными шпалерными тканями с изображением деревьев, цветов, птиц, всевозможных завитков.

Особую популярность приобретают диваны. Рамы их спинок имеют волнообразные очертания.

На гнутых ножках были и комоды, сменившие сундуки-кассоны для хранения белья. Они тоже украшались резьбой и золоченой бронзой.

Помещения оформлялись шпалерами, шелковыми тканями, драпировками и скатертями, ворсовыми коврами, настилавшимися на пол, изделиями из серебра и мягкого фарфора.

С конца 17 в. вследствие ухудшения экономического положения страны, в том числе и королевского двора, вызванного военными и политическими неудачами, предельная роскошь Людовика XIV уступает место относительной сдержанности. В интерьерах появляются и усиливаются элементы классицизма.

Стиль барокко распространился и на севере Европы – во Фландрии. В 1-й половине 17 в. фламандские интерьеры сохранили еще черты ренессанса, но в целом соответствуют стилю Людовика XIII.

Стены почти не отделываются мрамором, а высокой деревянной резной панелью, обтяжкой из шелка и бархата, тиснеными кожаными обоями. Характерен интерьер дома Рубенса в Антверпене, построенного и отделанного внутри самим мастером в 1611-1612 гг.

Фламандская мебель более рациональна по конструкции и менее перегружена украшениями.

Еще более умеренными были голландские интерьеры.

Английские интерьеры 1-й половины 17 в. дают общую картину постепенного перехода от ренессансного убранства к классицизму. Здесь признаки барокко наблюдаются во 2-й половине 17 и начале 18 века, они связаны со школой К. Рена, и ограничивались применением в отделке лепных деталей и гирлянд.

Барочная красота Южной Италии

Путешествие по Италии было бы неполным, если бы вы хотя бы не окинули взглядом архитектуру. Присмотритесь (или, возможно, даже не очень внимательно), и вы обнаружите невероятно разнообразный спектр архитектурных стилей. В Венеции есть византийская базилика Святого Марка с замысловато украшенным золотым фасадом. Отправляйтесь немного дальше на юг, в Эмилию-Романью, чтобы увидеть розоватые мраморные романские соборы Пармы и Модены, или в Тоскану, чтобы увидеть возрождение архитектуры эпохи Возрождения — все купола и красные крыши (например, собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции). Есть (конечно) римская архитектура, примеры которой можно увидеть не только в Риме, но и по всей стране. Затем есть несколько фантастических готических соборов: подумайте о захватывающих дух величественных фасадах Дуомо ди Милано и Дуомо ди Орвието 9.0003 . В немецкоязычном Больцано, городе, расположенном в Доломитовых Альпах, который кажется скорее австрийским, чем итальянским, есть даже баварское барокко с немецким влиянием. А как же юг Италии?

Путешествуя из одного конца страны в другой, вы замечаете, что цвета постоянно меняются. Ландшафт становится все более желтым и пыльным, урожай меняется. Направляясь на юг, вы начинаете с альпийских зеленых пастбищ, кишащих коровами, сосновых лесов и яблоневых садов, затем переходите к земледелию в Пианура-Падана, затем к виноградникам и помидорам и, наконец, к оливковым рощам, когда вы попадаете на самый юг полуострова. Тем не менее, не только сельская местность меняет цвет: здания тоже кажутся все бледнее и бледнее по мере продвижения на юг. Сесть на семичасовой поезд прямо из красного кирпича» La Rossa» Bologna в Лечче песочного цвета, и вы действительно заметите разницу. Или сравните Модена с Остуни: один представляет собой смесь красных, желтых и оранжевых цветов, окруженную милями (в сентябре преимущественно бежевого цвета) сельской местности и настолько далеко от моря, насколько это возможно в Италии . Другой — весь белый и бежевый, красиво контрастирующий с бирюзово-голубой Адриатикой, едва проглядывающей в очень далекой дали между оливковыми рощами. Здания в Кампании, Калабрии и Сицилии также бледнее, чем в северных городах. Вы только посмотрите на Неаполь: весь город светится почти желтым светом.

Цвет южной Италии на самом деле связан с выбором камня и того, что было доступно на месте во время строительства, но ощущение этих зданий исходит от архитектурного стиля – очень суетливого и яркого барокко. Архитектура барокко, часть общего барочного движения в искусстве и дизайне, закрепилась в Италии в конце 16 века и была, по сути, попыткой католической церкви восстановить свое значение в обществе после протестантской Реформации. Буйные, впечатляющие фасады были созданы, чтобы внушать благоговение населению, прославляя католическую религию и побуждая людей вернуться в церковь. На юге действительно присутствует большая смесь архитектурных стилей (есть еще прекрасные образцы романских и готических зданий), но многие церкви и (я думаю) более впечатляющие фасады выполнены в стиле барокко. Хотя стиль барокко можно найти и в других частях страны, по мере продвижения вниз по полуострову наблюдается более высокая концентрация зданий в стиле барокко. (Некоторые известные примеры на севере включают собор Святого Петра в Ватикане и базилику Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции.)

Так что же такое барочная архитектура? Стиль 16 века был более драматической и театральной версией Ренессанса (который ему предшествовал). Стиль барокко уделял меньше внимания структуре и больше внешнему виду здания. Церкви, фонтаны, памятники и лестницы были спроектированы так, чтобы произвести впечатление на наблюдателя: драматические, роскошные и немного вычурные, эти части обычно украшались изгибами, оборками и римскими и греческими классическими элементами (такими как колонны) – весьма впечатляющие. На юге есть даже специфические для региона архитектурные стили барокко, барокко Леччезе и барокко сицилиано, которые развились, когда Апулия и Сицилия были частью Неаполитанского королевства.

АПУГЛИЯ

Барокко Леччезе развивалось в Лечче и Терра д’Отранто со второй половины 16 века до конца 17 века. Этот стиль известен своими чрезвычайно богато украшенными фасадами, вырезанными из мягкого известняка медового цвета и украшенными горгульями, колоннами, портиками, окнами, балконами, человеческими фигурами, цветами и животными. И это везде. Базилика Санта-Кроче , расположенная среди песчаных улиц в центре города Лечче, является особенно хорошим примером этого показного стиля. Вы можете провести довольно много времени, восхищаясь одним только его фасадом: покрытый животными, гротескными фигурами и овощами, фасад также имеет шесть колонн и большое украшенное окно-розетку. Внутри есть несколько богато украшенных алтарей. Строительство началось в 1549 году.и не был завершен до 1699 года – несколько архитекторов, огромное количество резьбы и более 100 лет спустя. Стоит также обратить внимание на Cattedrale di Maria Santissima Assunta e Sant’Oronzo , на одном из углов площади Пьяцца дель Дуомо. Другая архитектура в стиле барокко, которую стоит увидеть в Апулии, включает Базилику Конкаттедрале-ди-Сант-Агата в Галлиполи и Кьеза-ди-Сент-Вито-Мартире в Остуни, но вы действительно можете увидеть херувимов и воланов в стиле барокко повсюду, если знаете, что искать.

СИЦИЛИЯ

В другом месте на Сицилии есть сицилианское барокко, довольно похожее на другие типы архитектуры барокко, но с определенной яркостью: маскарадные маски и херувимы делают его уникальным для острова. Отправляйтесь в Валь-ди-Ното, чтобы увидеть его во всей красе. После разрушительного землетрясения силой 6,3 балла, которое сровняло с землей восемь городов долины в 1693 году, Кальтаджироне, Милителло-Валь-ди-Катания, Катания, Модика, Ното, Палаццоло-Акреиде, Рагуза и Шикли были перестроены в архитектурном стиле позднего барокко того времени. Коллективные усилия, направленные на то, чтобы сделать что-то из разрушений, помогли создать то, что мы видим сегодня: эти восемь городов на юго-востоке Сицилии теперь образуют свой собственный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и содержат одни из лучших образцов архитектуры позднего барокко в Европе, основанной на красивом золотом известняке. В городе Ното яркая Palazzo Nicolaci — прекрасный пример с балконами, поддерживаемыми завитками и животными, и роскошным интерьером. Также в городе находится немного менее замысловато украшенный Cattedrale di Noto .

В Шикли Palazzo Spadaro имеет красиво украшенные фресками интерьеры, а Palazzo Beneventano демонстрирует внешний вид, покрытый горгульями. Также заслуживают остановки Modica’s Duomo di San Giorgio , чей фасад башни достигает 62 метров в высоту, и одноименный Duomo di San Giorgio, , который отмечает вершину холма Рагуза-Ибла, исторический центр Рагузы.

КАМПАНИЯ

Наконец, к северу от Неаполя в Кампании находится еще один пример архитектуры барокко, хотя на этот раз в более крупном масштабе: обширный Реджа-ди-Казерта . Дворец был заказан королем Бурбонов Карлом III и должен был соперничать с Версалем в Париже и Королевским дворцом в Мадриде. Его огромные размеры (во дворце более 1000 комнат), территория, богато украшенные фонтаны и интерьеры, безусловно, делают именно это. Он настолько большой, что кажется менее теплым и привлекательным, чем здания в стиле барокко Апулии и Сицилии, но, тем не менее, на него интересно посмотреть.

Также в этом регионе Palazzo dello Spagnolo в Неаполе красиво симметричен и окрашен в зеленый и кремовый цвета. Расположенный в прекрасном тихом дворе, дворец является очень приятным отдыхом от борьбы с толпой и скутеров, несущихся по Рионе Санита. Театро ди Сан-Карло в центре города с его золотым, ярким интерьером также очень стоит остановиться.

Как только вы начнете замечать буйное, выразительное барокко южной Италии, вы не сможете перестать его видеть. Архитектурный стиль каким-то образом олицетворяет юг страны — громкий и немного хаотичный, но гостеприимный для тех, кто рискнет войти в его двери.

Лучшие здания в стиле барокко в Италии

  • Сегментная панорама 5×5… @ Дилиф

    Фонтан Треви

    Вероятно, самый известный фонтан в мире. Треви был построен в 1762 году Никола Сальви.

    Посмотреть на карте

  • Внешний вид базилики… @ Муник

    Базилика Санта-Мария-делла-Салюте

    Одно из знаковых мест Венеции (часто называемое Ла-Салюте) было построено вскоре после того, как Венецию поразила чума.

    Посмотреть на карте

  • Санта-Мария-Формоза -… @ Хосе Луис

    Церковь Святой Марии Формозы

    Эта венецианская церковь представляет собой уникальное зрелище. Построенный в 15 веке, он имеет два фасада на противоположных сторонах здания, каждый из которых…

    Посмотреть на карте

  • Церковь Санта… @ Вольфганг Мородер

    Церковь Санта-Мария-дель-Джильо

    Эта старинная церковь, основанная в 9 в.19-го века в основном известен своим красивым фасадом в стиле барокко 17-го века и роскошным интерьером…

    Посмотреть на карте

  • Русский: Церковь Сан… @ Дидье Декуан

    Церковь Святого Сальвадора

    Эта легендарная церковь окутана множеством загадок, например, почему церковь была построена именно на этом месте.

    Посмотреть на карте

  • Собор Палермо @ Гийом Боссе

    Собор Палермо

    Собор Палермо — кафедральный собор Римско-католической архиепархии Палермо, расположенный в Палермо, Сицилия, на юге Италии.

    Посмотреть на карте

  • Церковь Святого Игнатия… @ Макс_Рязанов

    St Ignatius

    Посвященная основателю Общества Иисуса Игнатию Лойоле, эта церковь (которая также служила колледжем иезуитов) была построена в 1650 году,…

    Посмотреть на карте

  • Фачата дель Дуомо… @ Элио Бонанно

    Собор Катании

    Собор Катании, посвященный святой Агате, является римско-католическим собором в Катании, Сицилия, южная Италия.

    Посмотреть на карте

  • Интерьер Кьеза дель… @ Эрик ден Ингре

    Церковь Иисуса Палермо

    Церковь Джезу, церковь Святой Марии Джезу или Casa Professa является одной из самых важных церквей в стиле барокко в итальянском городе…

    Посмотреть на карте

  • Английский: Ка’Реццонико,… @ Дидье Декуан

    Дворец Ка’ Реццонико

    Этот трехэтажный дворец является прекрасным образцом архитектуры барокко, интерьеры которого украшали работы великих венецианских художников.

    Посмотреть на карте

  • Рим, церковь Святого Иво… @ мм

    Церковь Святого Ива в Ла Сапиенца

    Сант-Иво-алла-Сапиенца — римско-католическая церковь в Риме. Построенная в 1642–1660 годах по проекту архитектора Франческо Борромини, церковь…

    Посмотреть на карте

  • Кьеза дель Джезу Нуово … @ Хо Висто Нина Воларе

    Церковь Нового Иисуса

    Gesù Nuovo — это название церкви и площади в Неаполе, Италия. Они расположены сразу за западной границей исторического центра…

    Посмотреть на карте

  • См. имя файла @ сайко

    Церковь Всех Святых Флоренция

    Одна из первых барочных церквей, появившихся во Флоренции. Построенная в 13 веке и перестроенная в 17 веке, эта церковь посвящена…

    Посмотреть на карте

  • Кватро Канти @ veronica

    Quatro Canti

    Quatro Canti, официально известная как Piazza Vigliena, представляет собой барочную площадь в Палермо, Сицилия, Южная Италия.

    Посмотреть на карте

  • Церковь Джезу, Рим @ Даррен Копли

    Церковь Джезу

    Церковь Джезу является материнской церковью Общества Иисуса, католического религиозного ордена.

    Посмотреть на карте

  • Рим, барочная церковь… @ Фчарновски

    Церковь Санта-Мария-ин-Валличелла

    Санта-Мария-ин-Валличелла, также называемая Кьеза-Нуова, — церковь в Риме, Италия, которая сегодня выходит на главную улицу Корсо…

    Посмотреть на карте

  • Лукка – cinta muraria -… @ Джеффвардер

    Дворец Пфаннер

    Палаццо Пфаннер — дворец и сад в Лукке, Италия, в настоящее время превращенный в музей искусства и артефактов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *