Архитектурные памятники Австрии
Туризм и отдых
Смешение различных стилей и культур, оказавших влияние на Австрию, подарило стране множество прекрасных сооружений. На то, чтобы осмотреть все замки и дворцы Австрии, потребуются месяцы, ведь по количеству исторических памятников эта страна готова дать фору любой другой.
Здесь соседствуют роскошные исторические здания различных эпох и современные дома из стекла и металла. Помимо архитектуры, страна поражает еще и великолепной красоты природой, поэтому, отправившись изучать исторические памятники, вы сможете полюбоваться прозрачными озерами и живописными горами.
Зальцбурский Кафедральный собор – одно из первых сооружений в стиле бароккоИстория архитектуры Австрии
Влияние римлян
Первое влияние римских завоевателей началось еще при правлении Октавиана Августа в I веке н. э., когда римляне завоевали большую часть австрийских земель. Воины построили здесь несколько гарнизонов, которые впоследствии стали большими городами: Вена (Виндобона), Зальцбург (Ленция) и другие.
Тогда основными стройматериалами служили камень и кирпич. Кроме обычных домов, возводились еще храмы, цирки, бани, а также акведук, остатки которого до сих пор сохранились в Вене. Через четыре столетия римляне покинули эти земли, перешедшие к варварам.
Средневековье
В средневековье развитие получил романский стиль ввиду колонизации земель германскими племенами. Существенным также было влияние Северной Италии, а также славянский культуры. К самым выдающимся зданиям этой эпохи относят собор Святого Стефана, собор в городе Гурк и церковь в Зеккау.
В XIII веке начался переход к готическому стилю. В течение следующих двух столетий именно это направление стало ведущим в архитектуре, ценимое властителями – Габсбургами. К памятникам австрийской готики относятся:
- часовни Грац и Швац;
- церковь Мария ам Гештаде.
Барокко
Из-за войн с Турцией в XVII веке власти Австрии решили сжечь все предместья Вены. В 90-х годах этого же века на этих территориях началась массовая застройка: строили усадьбы, монастыри, церкви в стиле барокко. Многие из этих зданий строили итальянские архитекторы, поэтому на архитектуру Австрии в эпоху барокко большое влияние оказала Италия.
По прошествии нескольких десятков лет ученик превзошел своего учителя. Австрийцы значительно преуспели в архитектуре барокко. Они не только строили здания, не похожие ни на какие другие, но и отправлялись на заработки за границу в Чехию, Венгрию, Словакию. Так австрийское влияние распространилось по Европе.
Знаменитые памятники барокко:
- дворец Бельведер;
- Богемская канцелярия;
- церковь Святого Карла Борромея.
Традиции и современность
Сейчас в городах Австрии исторические памятники архитектуры сочетаются с необычными работами современных дизайнеров. К таким относятся, например, Дом Хундертвассера или Дом Хааса.
Дом Хундертвассера
Назван он в честь художника и архитектора, создавшего его. После его заявлений, что архитектура Вены нуждается в чем-то новом и современном, власти города разрешили ему построить дом по своему дизайну.
Результатом стало это творение – яркий разноцветный дом, лишенный строгих линий. Неровные стены, окна разной формы, мозаичный рисунок придают зданию экстравагантность. Архитектор отказался от гонорара за свою работу. По его словам, тот факт, что на этом месте не появился какой-нибудь скучный дом, уже является самой главной наградой для него.
Дом Хундертвассера сразу привлекает внимание туристов благодаря яркой расцветке и необычной формеДом Хааса
Стеклянный дом Хааса не сразу полюбился австрийцам. Однако сейчас это здание является важным элементом архитектуры страны, а телевидение часто снимает там различные ролики и ток-шоу.
Построено это здание на месте разрушенного купеческого здания. Теперь Дом Хааса – торговый центр с дорогими бутиками и кафе, а в его зеркальных стенах отражается символ готики – Собор Святого Стефана.
Дом Лооса
Это здание было построено в начале XX века. Его архитектор полагал, что главное при строительстве – функциональность, поэтому отказался от всяческих украшений.
Из-за отсутствия модной тогда лепнины дом получил название «Дом без бровей», а император отказывался даже взглянуть на него. Под натиском недовольных Лоос все-таки приукрасил его: повесил на фасад цветочные горшки, но на большее не согласился.
Архитектура на юге Австрии
Самый южный регион Австрии – Каринтия. Про него стоит упомянуть отдельно, потому что природа и архитектура этого края вместе создают невероятную красоту. Природный ландшафт этой земли доставит невероятное эстетическое наслаждение: высокие горы (Альпы и Караванкен), красочные зеленые долины, кристально чистые озера.
За эти водные просторы туристы в основном и ценят Каринтию. Сюда приезжают любители водных видов спорта, да и просто любители поплавать: озера отмечены премией по экологии.
Регион Каринтия – юг Австрии, по количеству исторических памятников архитектуры не уступает популярным туристическим городам страныПопулярность этого места объясняет большое количество роскошных вилл на берегах водоемов. Знакомиться с архитектурой южной Каринтии лучше всего, проплывая на лодке по одному из живописных озер.
Большие лоджии, роскошные террасы, угловые башни домов выполнены в стиле Нового Ренессанса. Белоснежные фасады зданий отлично гармонируют с деревянными причалами или резными беседками для хранения лодок.
Здесь есть на что посмотреть и в черте городов. Старинная городская ратуша, монастыри, аббатства, базилика сочетают в себе романский и готический стили. Еще можно отметить Городской театр, выполненный в стиле модерн. Он порадует не только мюзиклами и операми, но и элегантным внешним видом.
А какое здание больше всего поразило вас своей красотой в Вене или Зальцбурге? Может, вы бывали в других городах и регионах Австрии? Расскажите о своих впечатлениях в комментариях.
Полезные материалы об Австрии и жизни в этой стране вы можете получать прямо на почту, подписавшись на нашу рассылку. В ней мы делимся с подписчиками только интересной и свежей информацией.
Отпуск в Австрии.
Архитектура АвстрииМонументы, храмы, дворцы, крепости, жилые дома Австрии представляют собой лучшие образцы архитектурных направлений различных эпох.
Готические сооружения появились в Австрии в ХIII в., когда она входила в состав Священной Римской империи. До наших дней дошли великолепные образцы этого архитектурного стиля.
· Собор Святого Стефана в Вене (Stephansdom)
Грандиозный готический храм, символ Австрии, был построен в XIV-XVI вв. на месте старой романской церкви. Величественный шпиль Южной башни, потрясающая мозаичная крыша, стрельчатые своды и впечатляющие витражи вызывают неизменный восторг.
· Собор Святого Эгидия в Граце (Grazer Dom)
Кафедральный собор в Граце в стиле поздней готики создал в XV в. австрийский архитектор Низенбергер. На портале выбит акроним A. E.I.O.U.1456 (“Вся земля в подчинении Австрии”) – такие император Фридрих III ставил на построенных под его патронатом зданиях.
В XVII в. в богатых кругах Австрии было принято покупать архитекторов, как сегодня футбольные клубы, а в моде было все итальянское. По прошествии времени австрийцы превзошли «учителя» – они построили множество роскошных барочных усадеб, монастырей и церквей и распространили своё влияние по Европе.
· Кафедральный собор в Зальцбурге (DomQuartier Salzburg)
Этот шедевр барокко построен в XVII в. итальянским архитектором Сантино Солари. Фасад собора выполнен из мрамора. На портале размещаются величественные статуи святых покровителей города. Огромный алтарь украшает фреска флорентийца Пьетро Маскани.
· Дворец Мирабель в Зальцбурге (Schloss Mirabell)
Дворец был создан австрийским мастером барокко Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом в XVIII в. на месте старого, построенного по приказу князя-епископа Вольфа Дитриха фон Райтенау для его тайной возлюбленной. После реконструкции в нем появилась знаменитая лестница со скульптурами ангелов. Дворец известен и как излюбленное место для романтических бракосочетаний.
· Дворцовый комплекс Бельведер в Вене (Schloss Belvedere)
Великолепный ансамбль в центре столицы построил Иоганн Лукас фон Хильдебрандт в начале XVIII в. как летнюю резиденцию великого полководца принца Евгения Савойского. Оформление дворцов и прилегающего парка отражают его воинские доблести и духовное величие.
· Крыло Леопольда дворца Хофбург в Вене (Hofburg Leopoldinischer Trakt)
Дворцовый комплекс Хофбург – символ величия австрийской имперской Вены. Соединительное крыло, названное в честь императора Леопольда I, было создано в 1660-е гг. архитектором Филиберто Лукезе в стиле раннего барокко и перестроено после осады турками в 1683 г. Джованни Пьетро Тенкалой.
С 1945 г. здесь находится официальная резиденция президента Австрии. Поднятый флаг означает, что президент находится во дворце.· Церковь иезуитов в Вене (Jesuitenkirche)
Церковь поражает разнообразием декоративных элементов: витые колонны из цветного мрамора, резьба по дереву, золотое литье, драпировки, инкрустация и удивительные оптические фрески с куполами и галереями.
· Монастырь Святого Флориана в окрестностях Линца (Augustiner Chorherrenstift St. Florian)
Один из старейших монастырей Австрии в XVII-XVIII вв. подвергся крупной реконструкции под руководством итальянского архитектора Карло Антонио Карлоне, а после его смерти австрийца Якоба Прандтауэра. Монастырскую церковь украшают старинные витражи, великолепные фрески, колонны розового зальцбургского мрамора, роскошная кафедра.
- Dom Quartier area
Tourismus Salzburg GmbH
media_content. tooltip.skipped
- Вид на сад Мирабелль и крепость Хоэнзальцбург
Tourismus Salzburg GmbH / Günter Breitegger
media_content.tooltip.skipped - Сад и дворец Мирабелль
Tourismus Salzburg GmbH
Mirabell Palace
media_content. tooltip.skipped
- Belvedere Palace
media_content.tooltip.skipped
- Presidential Chancellery at the Vienna Hofburg
Austrian National Tourist Office / Willfried Gredler-Oxenbauer
media_content. tooltip.skipped
В XIX в. черты классицизма в венской архитектуре начали смешиваться с другими стилями, сформировался ни с чем не сравнимый образ австрийской столицы.
· Рингштрассе в Вене (Ringstrasse)
При строительстве домов на оживленном бульварном кольце, опоясывающем центральный район города, копировались разнообразные стилистические формы прошедших эпох. Здесь господствуют неоготика, неоренессанс, необарокко.
На смену эклектике в конце XIX в. пришел модерн, который еще называют югендстиль или ар-нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. Отличительными элементами были прямые линии, квадраты, окружности. Благородный вид придавали мрамор, стекло, плитка, металлические аппликации, лепнина и позолота.
· Дом Сецессиона в Вене (Sezession)
Эта смелая для своего времени постройка архитектора Йозефа Марии Ольбрих состоит из нескольких массивных параллелепипедов. Центральный завершен позолоченным ажурным куполом, украшенным лавровыми листьями и ягодами.
· Венские рядные дома в районе рынка Нашмаркт в Вене
В 1899 гг. возле рынка Нашмаркт появился стильный архитектурный ансамбль, построенный под руководством идеолога венского модерна Отто Вагнера. Фасад Майоликового дома отделан красивой и практичной глазурованной керамической плиткой. На гладко оштукатуренном Доме с глашатаями можно увидеть позолоченные декоративные элементы, выполненные по эскизам Коломана Мозера, а на карнизах необычные скульптуры глашатаев работы Отмара Шимковица.
В последние десятилетия Австрия демонстрирует невероятную смелость архитектурных решений, не переставая удивлять новизной подходов и поражая фантастическими строениями.
· Дом Хундертвассера в Вене (Hundertwasserhaus)
Красочный жилой дом в центре Вены, построенный в 1986 г., считается вершиной творчества великого австрийского художника и архитектора. В экзотическом здании отсутствуют прямые линии, полы неровные, цветы и деревья растут из окон, плющ покрывает скаты крыш.
· Термальный курорт Рогнер Бад-Блюмау (Rogner Bad Blumau)
По замыслу Хундертвассера, термальный комплекс символизирует единение человека и природы. Ему удалось создать рай в полной гармонии с окружающей средой. Зелень повсюду, даже на крышах зданий, раскрашенных в яркие цвета и похожих на сказочные сны.
· Кунстхаус-Грац в Граце (Kunsthaus Graz)
Музей современного искусства был открыт в Граце в 2003 году. Здание в инновационном стиле блоб сильно контрастирует с традиционной окружающей застройкой. Особо примечателен огромный медиа-фасад, на который проецируются фотографии, инсталляции и фильмы.
· Музей Лентос и Арс Электроника Центр в Линце (Lentos Museum / Ars Electronica Center)
Музей современного искусства – архитектурная достопримечательность Линца. Фасад представляет собой сложную систему стеклянных панелей, создающих в дневное время эффект прозрачности и лёгкости, а в ночное эффектно подсвечивающихся. Силуэт расположенного неподалеку футуристического Центра Арс Электроника напоминает корабль из будущего. Этот проект – важное подтверждение амбиций Австрии на звание страны, как никакой другой умеющей сочетать достижения современной и традиционной культур.
- Hundertwasserhaus
Austrian National Tourist Office / Julius Silver
media_content. tooltip.skipped
- Кунстхауз
Graz Tourism / Harry Schiffer
media_content.tooltip.skipped
- Lentos Art Museum in Linz at Night
Linz Tourismus / Robert Josipovic
media_content. tooltip.skipped
- Hangar-7, Salzburg
Hangar 7 / Gerald Rihar
media_content.tooltip.skipped
Архитектура Австрии ➣ Куда пойти и что посмотреть
Дворец Бельведер, ВенаАвстрийский национальный туристический офис / Попп и Хакнер
media_content. tooltip.skiped
Барокко: итальянские архитекторы
В эпоху барокко князья и епископы покупали архитекторов точно так же, как сегодня футбольные клубы покупают иностранных игроков, и в моде было строительство а-ля итальянита.
Посмотреть здесь:
- Зальцбургский собор
- Дворец Бельведер в Вене
- Дворец Мирабель в Зальцбурге
- Монастырь Святого Флориана в Верхней Австрии
- Дворец Хоф в Нижней Австрии
- Крыло Леопольда Хофбурга в Вене
Отличный вид на венский Фольксгартен, общественный сад
Венский туризм / Кристиан Стемпер
media_content. tooltip.skiped
Венский классицизм
Эта эпоха ознаменовалась расширением городов по всей Австро-Венгерской империи и возведением величественных зданий, бульваров, площадей и площадей.
См. здесь:
- Величественные здания на Рингштрассе (кольцевой дороге) в Вене
Венский туризм / Кристиан Стемпер
media_content.tooltip.skiped
Ар-нуво (югендстиль)
Художественный стиль, зародившийся в Вене и оказавший значительное влияние на Европу и даже Америку, назывался югендстиль, также известный как модерн (1890–1910).
См. здесь:
- Сецессион в Вене
- Жилые дома вдоль венского рынка Нашмаркт
Австрийский национальный туристический офис / Юлий Сильвер
Грац
media_content.tooltip.skiped
Современная архитектура
В последние десятилетия Австрия пережила значительный архитектурный прорыв, породивший фантастические футуристические здания.
См. здесь:
- Кунстхаус Грац
- Музей Лентос и центр Ars Electronica в Линце
- Гиперсовременный правительственный район в Санкт-Пёльтене
Самая западная провинция Австрии стала центром инноваций, а также источник нового стиль деревянного зодчества Форарльберга, распространившийся по всей Европе, стремящийся к симбиозу с окружающим ландшафтом, с историей региона и самобытностью его жителей.
- Крепость Хоэнверфен
Австрийский национальный туристический офис / Фолькер Пройссер
Верфен
media_content.tooltip.skiped
Замки и дворцы
Грандиозный выбор - Аббатство Мельк в долине Вахау
Австрийский национальный туристический офис / Руди Хомбергер
Стифт Мельк
media_content. tooltip.skiped
Мельк
Аббатство Мельк – жемчужина барокко
Читать далее - Вид на дворец Шенбрунн и Глориетту
Австрийский национальный туристический офис / Юлий Сильвер
media_content.tooltip.skiped
Главные достопримечательности Австрии
Ваш список желаний Австрии
В историческом центре города, в традиционных винных тавернах или на другом берегу Дуная: Вена полна архитектурных достопримечательностей.
Читать далееЕсли бы у городов было чувство вкуса, Зальцбург, безусловно, был бы сладок. Дело не только в том, что самое известное лакомство Зальцбурга, Моцарткугель, готовится из лучших сортов нуги и марципана.
Читать далееЛинц — космополитический город культуры и искусства. Небольшие исторические города, такие как Бад-Ишль и Гальштат, являются настоящими сокровищами. Бесчисленные аббатства и монастыри можно найти по всему региону.
Читать далееПутешествуя по провинции Бургенланд, нельзя не упомянуть о вине. Но опять же, кто бы хотел?
Читать далееАрхитектурные достопримечательности Нижней Австрии не ограничиваются несколькими районами; их можно найти повсюду, от долины Вахау и города Кремс до столицы провинции Санкт-Пельтен.
Читать далееЛандшафт Форарльберга, самой западной провинции Австрии, поражает множеством деревянных зданий.
Читать далееПосетители Инсбрука в летние месяцы могут быть поражены, увидев футуристическое ледяное образование в центре города, похожее на ледник.
Читать далееВ то время как архитектура региона, очевидно, формирует его окружение, верно и обратное. Штирия, которая может похвастаться таким богатым ландшафтом, разнообразна и по своей архитектуре.
Читать далееНи в одной австрийской провинции нет больше воды, чем в Каринтии. Поэтому неудивительно, что архитектурный тур по региону неизменно приводит к озеру: в данном случае к озеру Вертерзее.
Архитектурное путешествие по Каринтии туда и обратно
Искусство и архитектура в Австрии
Расположение Австрии на перекрестке германского, средиземноморского и восточноевропейского миров способствовало созданию богатого и разнообразного художественного наследия.
Страна наиболее известна великолепием дворцов и церквей в стиле барокко и рококо. Он также содержит множество всемирно известных готических и современных архитектурных объектов.
Искусство
Раннее церковное искусство — Большую часть искусства раннего средневековья составляло церковное искусство. Из каролингского периода выжили только горстка из 9 человек.0177 иллюминированных рукописей, сейчас находятся в Венской национальной библиотеке. Самым известным из них является Cutbercht Evangeliar примерно 800 г., богато иллюминированная копия четырех евангелий.
Романский период достиг своего пика между 1000 и 1190 годами. Из этого времени следует отметить Великую Библию Адмонта, созданную около 1140 года, одно из ценных сокровищ Венской национальной библиотеки. В 1181 году знаменитый ювелир Николя де Верден изготовил одну из лучших эмалевых работ в Европе для кафедры в аббатстве Клостернойбург. 51 небольшая панель Вердена, выполненная из эмали и золота, изображает сцены из религиозных трактатов августинцев. После пожара в 1300-х годах панели были перемещены на алтарь, известный как Верденский алтарь в Клостернойбурге, где их можно увидеть и сегодня.
Эпоха готики — Эпоха готики в Австрии больше запомнилась своей архитектурой, чем живописью и скульптурой. Ранняя готическая скульптура находилась под влиянием Zachbruchiger Stil (зигзагообразный стиль), отличающегося яркими угловатыми очертаниями форм на контрастном фоне. Величайшие сохранившиеся скульптуры той эпохи датируются примерно 1320 годом и включают в себя Мадонну на троне из Клостернойбурга и Мадонну Слуги, , выставленные в венском соборе Святого Стефана.
К концу 1300-х годов австрийская скульптура находилась под сильным влиянием Богемии. Человеческая форма стала удлиненной, преувеличенной и идеализированной, часто с изящными, но неестественными S-образными изгибами. Дерево становилось все более популярным в качестве художественного материала и часто окрашивалось в яркие цвета. Прекрасным примером готической скульптуры является Мадонна Слуги в соборе Святого Стефана. Вырезанный около 1320 года, он изображает Марию на троне и держащую стоящего младенца Христа.
От эпохи Возрождения к XVIII веку — На протяжении большей части эпохи Возрождения Вена была слишком занята отражением вторжений, осад и эпидемий, чтобы создавать картины и скульптуры, которые процветали в других частях Европы. В результате в 17 и 18 веках Вена изо всех сил старалась не отставать от таких городов, как Зальцбург, Мюнхен и Инсбрук.
Большая часть живописи и скульптуры в период барокко предназначалась для украшения грандиозных церквей и впечатляющих дворцов, которые возникли по всей Вене. Художников привозили из Италии; один, Андреа Поццо (1642-1709), создал шедевр Апофеоз Геракла, , который украшает потолки венского Лихтенштейнского дворца. Живопись в стиле барокко подчеркивала симметрию и единство, а trompe l’oeil использовался для придания дополнительного объема скульптурным и архитектурным мотивам здания.
Первым известным художником эпохи барокко австрийского происхождения был Иоганн Роттмайр (1654-1730), любимый декоратор двух самых влиятельных архитекторов того времени, фон Хильдебрандта и Фишера фон Эрлаха. Работы Роттмайра украшают некоторые потолки венского дворца Шенбрунн и церкви Петерскирхе. Бесчисленное множество других художников внесли свой вклад в стиль венского барокко. Примечательны фрески Даниэль Гран (1694-1754), украшавший Хофбиблиотеку. У него также есть запрестольный образ в Карлскирхе.
Вена, как она вышла из подножия топких полей в величественную фантазию архитектуры барокко, запечатлена на полотне в пейзажах Бернардо Беллотто (1720-80), племянника и ученика знаменитого венецианского живописца Каналетто. Привезенный в Вену по просьбе Марии Терезии, Беллотто сумел осветить город ровным, но ясным светом захватывающих деталей и точной точности. Его картины сегодня ценятся как социально-исторические, а также художественные документы.
Родившийся в Нидерландах, получивший образование в Швеции Мартин ван Мейтенс (1695-1770), придворный художник Марии Терезии, запечатлевал роскошные балы и собрания венской аристократии. Его полотна, хотя и неуклюже составленные и перегруженные деталями, являются лучшим визуальным свидетельством балов и приемов австрийского двора. В 1730 году ван Мейтенс был назначен директором Венской академии изящных искусств.
Скульпторы также внесли свой вклад в стиль барокко. Георг Рафаэль Доннер (1693-1741) наиболее известен замечательными изделиями из бронзы в натуральную величину для Фонтана Провидения на Нойер Маркт. Бальтазар Пермозер (1651-1732) отвечает за конные статуи принца Евгения Савойского во дворе дворца Бельведер. Знаменитый двойной саркофаг в Капузинеркирхе, созданный для Марии Терезии и ее мужа Фрэнсиса Стефана, является шедевром Бальтазара Молля (1717-85).
Не менее влиятельным был Франц Ксавьер Мессершмидт (1737-83), получивший немецкое образование житель Вены, прославившийся своими портретными бюстами. Его наследие оставляет точные и вызывающие воспоминания изображения Марии Терезии, ее сына Иосифа II и других светил.
Восстание против “официального искусства” — В восстании против “официального искусства” возникла школа художников-романтиков-реалистов, опирающихся на библейские темы и австрийский фольклор. Сцены из популярных опер были любовно нарисованы на стенах Венской государственной оперы. Влияние на пейзажную живопись оказали голландские мастера 17 века.
Георг Вальдмюллер (1793-1865), самопровозглашенный враг «академического искусства» и сторонник реализма, создал одно из лучших живописных описаний венского бидермейерского общества в своем Wiener Zimmer (1837). Более 120 его картин выставлены в музее Верхнего Бельведера.
Другим реалистом был Карл Молл (1861-1945), чьи изящные и запоминающиеся изображения повседневных сцен ценятся сегодня. Джозеф Энгельхарт (1864-1941) был известен своими сладострастными изображениями кокеток Прекрасной эпохи, флиртующих с венскими джентльменами.
Сецессионистское движение — Молодые художники, декораторы и архитекторы из Венской академии изящных искусств основали Сецессионистское движение (Sezessionstil) в 1897 году. которые они считали напыщенными, ханжескими, искусственными, посредственными и погрязшими в историзме, любимом императором Францем Иосифом. Их художественное заявление было похоже на движение в стиле модерн в Париже и движение югендстиль в Мюнхене.
Штаб-квартира сецессионистов на Фридрихштрассе, на углу Оперринга, была открыта в 1898 году как выставочное пространство для художников-авангардистов. Первым среди группы был Густав Климт (1862-1918), чьи работы быстро превратились в очень личную и радикально новаторскую форму декоративной живописи, основанную на извилистых изогнутых линиях ар-нуво. Его шедевры включают гигантский фриз длиной 33 м (110 футов), инкрустированный драгоценными камнями и посвященный Бетховену. Казнен в 1902, это один из художественных центров сецессионистского павильона. Другие ключевые работы включают Портрет Адель Блох-Бауэр (1907 г.), абстрактное изображение известной еврейской венской светской львицы. Его позолоченная геометрическая форма напоминает древнее византийское искусство.
Новое время — Талантливым учеником Климта был Эгон Шиле (1890-1918). Измученный, чрезмерно чувствительный и практически неизвестный в течение своей короткой жизни, он теперь считается мастером модернизма, чьи работы могут стоять рядом с работами Ван Гога и Модильяни. Его работы как бы стирают границы между человечеством и миром природы, придавая пейзажной живописи своего рода антропоморфную человечность. Одна из его самых тревожных картин — «Истерзанные 9».0185 Семья (1917 г.), изначально задуманная как украшение мавзолея.
Современная скульптура в Вене неотделима от международных художественных тенденций, доминировавших в ХХ веке. Фриц Вотруба (1907-75) представил неокубистский стиль скульптуры. Многие из его скульптурных теорий проявились в его церкви Вотруба (Церковь Пресвятой Троицы), возведенной в конце его жизни в отдаленном 23-м районе Вены. Украшенное его скульптурами и представляющее его архитектурные теории в целом, здание является важной достопримечательностью и духовной достопримечательностью.
Оскар Кокошка (1886-1980) был одним из самых важных современных художников Вены. Кокошка выразил бешеное психологическое замешательство за годы до и после Второй мировой войны. Его портреты таких личностей, как художник Карл Молл, купаются в психологическом реализме и бурных эмоциях.
Архитектура
Готика — Хотя в Вене нет остатков раннесредневековых зданий, ряд готических зданий стоит на более старых фундаментах. В 1300-х годах церковная архитектура была основана на Халленкирхе (зальной церкви), модели, возникшей в Германии. Интерьеры этих зданий напоминали огромные коридоры с нефами и проходами одинаковой высоты. Самым ранним примером этого стиля был хор, добавленный в 129 г.5 к более старому романскому зданию, церкви аббатства Хайлигенкройц, в 15 милях к западу от Вены.
Самое известное здание в стиле Халленкирхе было первым воплощением собора Святого Стефана. Более поздние модификации сильно изменили детали его первоначальной конструкции, и сегодня остались только фундамент, главный портал и западные башни скромных размеров. Гораздо более впечатляющим является центральный шпиль собора в форме иглы, завершенный в 1433 году, который до сих пор парит высоко над горизонтом Вены. Тройные нефы собора Святого Стефана одинаковой высоты являются отличительной чертой австрийской готики. Другие примеры этой постройки можно увидеть в церкви миноритов и церкви св. Августина.
В конце 1400-х годов готическая архитектура отступила от парящих пропорций стиля Халленкирхе, и внимание переключилось на более скромные здания с богато украшенными интерьерами. Каменщики добавляли к потолкам и стенам ажурность (геометрические узоры), круглую или барельефную скульптуру. Готические церкви продолжали строиться в Австрии до середины 1500-х годов.
От готики к барокко — Одним из необычных аспектов Вены является отсутствие зданий эпохи Возрождения. Турки периодически осаждали Вену с 1529 г.до 1680-х годов, что вынуждало планировщиков использовать большую часть своих ресурсов для укрепления городских укреплений.
Хотя в самой Вене нет образцов эпохи Возрождения, итальянское влияние было очевидным более чем за столетие до того, как барокко прочно утвердилось. В конце 16 века многие итальянские строители поселились в регионах Тироля, Каринтии и Штирии. В этих менее угрожаемых регионах Австрии итальянское влияние привело к появлению ряда деревенских церквей и общественных зданий в стиле ренессанс с открытыми портиками, балконами и лоджиями.
Расцвет барокко — 47-летнее правление Леопольда I (1658-1705) стало началом золотого века австрийской барочной архитектуры. Уроженец Италии Доминико Мартинелли (1650–1718) спроектировал дворец Лихтенштейн, , построенный между 1694 и 1706 годами и вдохновленный палаццо Фарнезе эпохи Возрождения в Риме.
Австрия вскоре начала выпускать собственных архитекторов. Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723) обучался у Бернини и Борромини в Риме. Его стиль был сдержанным, но монументальным, богато заимствованным из великих зданий древности. Фишер фон Эрлах знал, как превратить итальянское барокко юга в стиль, который подходил венцам. Его самая известная работа – Karlskirche, , построенный в 1713 году. Он также создал оригинальный дизайн для дворца Марии Терезии Шенбрунн. Он планировал нечто вроде супер-Версаля, но проект оказался слишком затратным. От дизайна Фишера фон Эрлаха остался только входной фасад. Hofbibliothek (Национальная библиотека), на Джозефсплац и Hofstalungen – другие известные здания, которые он спроектировал.
На смену Фишеру фон Эрлаху пришло еще одно великое имя в истории архитектуры: Иоганн Лукас фон Хильдебрандт (1668-1745). Дизайн фон Хильдебрандта для дворца принца Евгения Бельведер — серия взаимосвязанных кубов с наклонными крышами в мансардном стиле — является кульминацией архитектурных теорий, инициированных Фишером фон Эрлахом. Другие проекты фон Хильдебрандта в Вене включают Шварценбергский дворец (ныне отель) и Церковь Святого Петра.
Стиль рококо развивался как более богато украшенный и несколько более вычурный вариант барокко. Его отличительными чертами являются позолоченная лепнина, яркие фрески и интерьеры, изобилующие украшениями. Прекрасные примеры включают Аббатство Дюрнштайн (1731-35) и Аббатство Мельк, оба в Нижней Австрии. Одним из самых сильных сторонников рококо была Мария Терезия, которая так широко использовала его мотивы во дворце Шенбрунн во время его реконструкции 1744 года, что школу австрийского рококо иногда называют «терезианским стилем позднего барокко».
В ответ на излишества рококо архитекторы в конце концов обратились за вдохновением к классической Греции и Риму. Результатом стал сдержанный неоклассицизм, преобразивший горизонт Вены и просуществовавший до XIX века.век. Достойный аскетизм Венского технического университета является хорошим примером.
Эклектика и Венское кольцо — Поскольку богатая австрийская буржуазия начала навязывать свои вкусы общественной архитектуре, здания 19-го века становились все более солидными и монументальными. Неоклассический стиль оставался предпочтительным выбором для правительственных зданий, о чем свидетельствуют Венский монетный двор и Дворец правительства провинции .
19Самым впечатляющим венским архитектурным достижением 19-го века было строительство Рингштрассе (1857-91). Средневековые стены были снесены, а Кольцо застроено витринными зданиями. Это был личный проект императора Франца Иосифа и его величайшее достижение. Архитекторы со всей Европы откликнулись на призыв императора, стремясь воспользоваться беспрецедентной возможностью спроектировать целый район города. Между 1850 годом и официальной церемонией открытия в 1879 году архитектура Кольца становилась все более эклектичной: французская неоготика (Вотивкирхе), фламандская неоготика (Ратуша), греческое возрождение (Парламент), французское Возрождение (Стаатсопера) и тосканское Возрождение. (Музей прикладного искусства). В то время как интенсивность движения по окружности Старой Вены несколько снижает очарование Кольца, кругосветное путешествие по Кольцу открывает панораму эклектичных, но гармоничных стилей зданий.
Сепаратистская и политическая архитектура — К концу 19 века молодые архитекторы восстали против помпезности и формальности старых архитектурных стилей. В 1896 году молодой Отто Вагнер (1841-1918) опубликовал трактат под названием Moderne Architektur, , в котором выступал за возвращение к более естественным и функциональным архитектурным формам. Результатом стало создание модерн ( Югендстиль, или, как это относится конкретно к Вене, Сезонный стиль ). Архитекторы Венского сецессиона воспользовались преимуществами технологических достижений и новых строительных материалов, которые стали доступны после промышленной революции. Вагнер, дизайнер Kirche am Steinhof в Вене и городской Postsparkasse (Почтовый сберегательный банк), стал одним из основателей движения.
Джозеф Хоффман (1870-1955) и Адольф Лоос (1870-1933) продвигали использование стекла, недавно разработанных стальных сплавов и алюминия. При этом они отказались почти от всех украшений, отказ, который современная Вена нашла крайне неприятным и почти шокирующим. Лоос особенно критически относился к зданиям, украшающим Рингштрассе. Его самый спорный дизайн – 9.0177 Здание Михаэлерплац. Иногда его называют «домом Луса», он был построен на Михаэлерплац в 1908 году. Обтекаемая конструкция подверглась резкой критике за полное отсутствие орнамента и сходство с «решеткой канализации». По слухам, император счел это настолько оскорбительным, что приказал своим водителям вообще избегать въезда в Хофбург на Михаэлерплац.
На архитектурную философию в период «Красной Вены» также повлияло желание социалистических реформаторов уменьшить нехватку государственного жилья, острую социальную проблему периода между мировыми войнами. Социал-демократическая партия приступила к возведению «дворцов для народа». Самый очевидный пример — 9.0177 Karl-Marx-Hof (Heiligenstadterstrasse 82-92, A-1190), включающий 1600 квартир и протянувшийся более чем на полмили.
До наших дней — После Второй мировой войны большая часть ресурсов Вены пошла на восстановление старых исторических зданий до их довоенного величия. Новые здания были обтекаемыми и функциональными; большая часть Вены сегодня отличается тем же нейтральным модернизмом, который вы, вероятно, найдете в послевоенном Берлине или Франкфурте.
Мастера постмодернизма, однако, сломали шаблон 19-го века.50-х и 1960-х годов. Среди них магнат-иконоборец Ганс Холляйн, дизайнер серебристого дома Haas с изогнутыми сторонами (1990 г.